
Законопроект № 80928-8, принятый Госдумой, предусматривает возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях только по материалам, предоставляемым налоговыми органами.
Пояснительная записка к проекту указывает на ограничение возможностей следователей в возбуждении дел как способ защиты прав налогоплательщиков.
По мнению Александра Калинина, главы «Опоры России», инициатива уменьшит давление на предпринимателей. В последние годы количество возбужденных уголовных дел по этим статьям без материалов ФНС увеличилось. Большинство таких дел не доходят до суда, но бизнес может закрываться под давлением во время следственных проверок.
Налоговые преступления: когда дело доходит до СК.
Читать далее…
Следователи часто считают неуплаченными налогами всю сумму оборота и требуют от бизнеса непосильных сумм к оплате, в отличие от налоговой экспертизы. «Возможности ФНС увеличились: служба видит полную картину в режиме онлайн, операции бизнеса стали прозрачными, поэтому опасений, что нарушители уйдут, пока ФНС соберет материалы, уже нет», — объясняет г-н Калинин.
Дмитрий Медведев выступает против возбуждения уголовных дел без согласования с налоговой службой.
Читать далее…
Много жалоб поступает на одновременное давление — против предпринимателей могут проводиться проверки по налоговой и возбуждаться уголовные дела.
Такая ситуация, конечно, повысила эффективность сбора налогов, но давление избыточное,— заявляет руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко.
Налоговые проверки 2012: перемирие закончено
Читать далее…
Юристы, выступающие за поправки, утверждают, что при наличии аналогичных норм давление со стороны правоохранительных органов на бизнес значительно уменьшилось. Небольшое количество возбужденных дел доходит до суда — часть из них прекращается в связи с добровольным погашением ущерба, многие дела «разваливаются». Но бизнес всё равно не защищён ни от возможности возбуждения дел, ни от доследственных проверок. В практике правоохранительные органы всерьез «берут в оборот» преимущественно там, где у них есть поддержка со стороны налоговиков, которые собирают доказательственную базу и делают расчет недоимки, с которого начинается расследование.
«С возвращением!»
Поправки, касающиеся нового порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, возвращают действовавший в период с 2011 по 2014 год порядок, введенный при либерализации УПК. В 2011 году по инициативе Дмитрия Медведева (тогда занимавшего пост президента) произошла либерализация налоговых статей кодекса: у силовых структур исчез право возбуждать уголовные дела по ним без получения материалов от налоговых органов.
Этот шаг привел к уменьшению числа подобных дел: если с 2009 по 2010 год возбуждалось от 12 до 13 тыс. налоговых дел ежегодно, то в 2012 году лишь 2 тыс. В конце 2014 года отказались от ограничения поводов для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Следственный комитет России подготовил законопроект, который президент Владимир Путин внес в Госдуму,— следователям вернули право возбуждать такие дела, но обязали запрашивать мнение налоговой службы. В ст. 144 УПК РФ появилась норма о порядке получения следователями заключения налогового органа о наличии в материалах дела признаков налогового нарушения (в статье оговорено, что уголовное дело может быть возбуждено и до получения мнения налоговиков).
В начале года в рамках Гайдаровского форума на дискуссии «Будущее налоговой системы» поднималась эта тема. Андрей Макаров, глава думского комитета по бюджету и налогам, предложил восстановить прежнюю практику. Даниил Егоров, руководитель ФНС, отнёсся к инициативе осторожно, указав на наличие как сторонников, так и противников.