
С 17 апреля 2024 года действовать начинает Федеральный закон № 78-ФЗ от 06.04.2024, установивший новые штрафы за нарушение законодательства о рекламе. За спам-звонки максимальный размер штрафа достигнет 1 миллиона рублей, а за недостоверную рекламу микрозаймов — 1,6 миллиона рублей.
Электронная почта и телефонный звонок являются видами рекламы, распространяемыми через сети связи. Статья 18 Закона «О рекламе» установила для такого типа распространения рекламы строгие правила.
Размещение рекламы с использованием телефонной, факсимильной и радиотелефонной связи разрешено только при наличии предварительного согласия получателя рекламы. Получателем считается человек, которому направляются рекламные послания на телефон или электронную почту.
Согласие можно получить любым способом, позволяющим удостоверить желание абонента.
Без разрешения компании реклама считается незаконной.
Закон не разрешает использовать программы для ввода номеров телефонов без вмешательства человека, таких как системы автоматических звонков и рассылок.
С 17 апреля 2024 года компании, занимающиеся телемаркетингом или прямыми почтовыми рассылками, станут нарушителями. Технология «холодных звонков» применяется во многих отраслях, чаще всего в легальных целях.
Компания не будет освобождена от ответственности, даже если потенциальный клиент допустил ошибку при предоставлении номера телефона или умышленно указал чужой. Необходимо убедиться, что номер действительно принадлежит конкретному человеку.
Размеры штрафов за спам и авторассылки
Федеральный закон от 06.04.2024 № 78-ФЗ внес изменения в статью 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе». В статью добавили часть 4 с новым подпунктом «1», где указаны суммы штрафов.
Несоблюдение правил рекламы в интернете влечет за собой штраф.
- Для руководителя компании от 20 000 до 100 000 рублей.
- Для организации – от 30 000 до1 000 000 рублей.
Ранее штрафы за спам-звонки и неодобренные абонентом сообщения по электронной почте отсутствовали. Такие нарушения подпадали под общий состав нарушений законодательства о рекламе, предусмотренный частью первой статьи 14.3. За них предусматривались следующие суммы: для граждан – от 2000 до 2500 рублей; для руководителей — от 4 000 до 20 000 рублей; для компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.
Рассмотрим динамику изменения размеров штрафов за спам-рекламу и телефонные звонки.
На кого налагается штраф
|
|
|
для граждан |
от 2000 до 2500 рублей |
от 10 000 до 20 000 рублей |
для руководителей |
от 4 000 до 20 000 рублей |
от 20 000 до 100 000 рублей |
для компаний |
от 100 000 до 500 000 рублей |
от 30 000 до1 000 000 рублей |
Кто осуществлять контроль за соблюдением правил и налагать санкции?
За рекламу следит Федеральная антимонопольная служба. Причиной проверки может стать…
- жалобы конкурентов;
- Жалобы от граждан по поводу рекламы, которая им не понравилась.
- Эксперт ФАС проверит выборочные рекламные сообщения.
Эксперты ФАС могут самостоятельно обратить внимание на рекламу или начать расследование по received жалобам. Контактные данные для подачи жалоб размещены на различных сайтах.
ФАС сначала проверяет заявления о нарушениях, а затем принимает решение.
- о наложении штрафа по статье 14.3;
- об удалении объявления с нарушениями;
- О предупреждении за незначительное нарушение при первом случае обнаружения.
Срок давности привлечения к ответственности
За нарушение закона об рекламе ответственность наступает в течение года с момента нарушения. Штрафы налагаются только на распространяемые материалы, опубликованные за последний год.
За старые креативы к ответственности не привлекут.
Штрафы для организаций микрозаймов
Штрафы за недобросовестную рекламу микрозаймов, где не раскрываются все условия предоставления займа и скрывается информация, определённые частью шестой статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, увеличены в два раза.
- для руководителей компаний и ИП – от 40 000 до 100 000 рублей;
- для организаций – от 600 000 до 1 млн 600 000 рублей.