Присоединение компании от выездной проверки не спасет

Автор: | 28.12.2019

Присоединение компании от выездной проверки не спасет

Может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации? Подробности в статье

Требования законодательства

Реорганизация — это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица. При реорганизации происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.

Реорганизация может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ч.1 ст. 57 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 50 Налогового кодекса на правопреемника реорганизованной компании возлагается обязанность уплатить налоги. При этом налоги нужно заплатить независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неуплаты налогов или нет.

Также правопреемник должен заплатить пени и штрафы наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации.

Период налоговой проверки

Налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике.

В рамках выездной проверки налоговые органы может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки. Это установлено пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса.

Поэтому налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Позиция Минфина и ФНС России

По мнению Минфина, высказанном в письме от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267 правопреемник (правопреемники) реорганизованной компании при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса.

Поэтому налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованной компании не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

Аналогичные разъяснения содержит письмо ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309.

Судебная практика

Судебные арбитры придерживаются аналогичной позиции.

В Определении Высшего арбитражного суда от 23 декабря 2013 г. № ВАС-18603/13 арбитры указали, что даже если инспекция провела выездную проверку в связи с реорганизацией налогоплательщика, она не утрачивает права на ревизию правопреемника за период, предшествовавший реорганизации.

Суть спора

Инспекция приняла решение о проведении выездной проверки организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования. При этом проверкой был охвачен период, предшествующий проведению реорганизации.

Компания обратилась в суд с требованием признать решение о проведении ревизии неправомерным. По мнению налогоплательщика, инспекторы не могут осуществлять проверку после завершения процедуры реорганизации. Если налоговый орган провел выездную проверку в связи с реорганизацией налогоплательщика, то он лишается права на проведение такой ревизии правопреемника за период, предшествовавший реорганизации.

Суды всех инстанций признали подобную трактовку положений Налогового кодекса ошибочной.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли тому известны факты неуплаты налогов предшественником.

При этом нормы Налогового кодекса не запрещают проверять деятельность правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица. Следовательно, налогоплательщик-правопреемник может быть проверен за периоды, предшествующие реорганизации.


Читать оригинал