Принятый Госдумой законопроект № 80928-8 предусматривает возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях только на основании материалов, которые направляют налоговые органы. Такая норма действовала до 2014 года.
Как следует из пояснительной записки к проекту, ограничить возможности следователей по возбуждению дел предлагается для защиты прав налогоплательщиков.
По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, инициатива позволит сократить нагрузку на предпринимателей. «Количество возбужденных уголовных дел по этим статьям без материалов ФНС в последние годы выросло. Хотя большинство таких дел не доходят до суда, бизнес может из-за давления закрываться за время следственных проверок»,— говорит эксперт.
Следственные органы зачастую считают неуплаченными налогами всю сумму оборота и предъявляют бизнесу неподъемные суммы к оплате, налоговая экспертиза качественнее. «Технические возможности ФНС выросли: служба видит всю картинку в режиме онлайн, операции бизнеса стали прозрачны, поэтому прежних опасений о том, что нарушители сбегут, пока ФНС соберет материалы, уже нет»,— поясняет г-н Калинин.
Обратите внимание
Некоторые юристы, опрошенные «Коммерсантом», полагают, что с точки зрения краткосрочной конъюнктуры для бизнеса такое решение будет позитивным. Однако с точки зрения того, как система должна работать, правильным такое решение назвать нельзя, поскольку оно «выключает» оперативные подразделения управлений экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) из выполнения ими своих прямых обязанностей — выявлять и пресекать налоговые преступления. Должны произойти качественные изменения в их работе, чтобы оперативные подразделения действительно научились выявлять такие преступления, а не просто пользоваться плодами работы налоговых органов — как это произошло после того, как их уже «выключали» из этой работы.
«Мы получаем много жалоб на параллельное давление — против бизнеса могут проводиться налоговые проверки и одновременно возбуждено уголовное дело. Такая ситуация, конечно, способствовала повышению эффективности при сборе налогов, но это давление избыточное»,— говорит руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко.
Обратите внимание
Он отметил, что у налоговиков достаточно инструментов для налогового контроля. Эксперты считают, что продвижению проекта может способствовать другая инициатива ФНС — о возможности ареста имущества на стадии налоговой проверки, поскольку такой арест возможен как раз в рамках уголовного дела .
По словам юристов, поддерживающих поправки, когда аналогичные нормы действовали, давление со стороны правоохранительных органов на бизнес сильно снизилось. По статистике небольшое число возбужденных дел доходит до суда — часть из них прекращается в связи с добровольным погашением ущерба, немало дел «разваливается», но бизнес никак не защищен ни от возможности возбуждения дел, ни от доследственных проверок. К тому же, все равно на практике правоохранительные органы всерьез «берут в оборот» преимущественно там, где у них есть поддержка со стороны налоговиков, которые собирают доказательственную базу и делают расчет недоимки, с которого начинается расследование.
Обратите внимание
Появление законопроекта именно сейчас, очевидно, является частью пакета поддержки экономики, входящей под действием санкций, «финансовых контрсанкций» и торговых эмбарго в ситуацию острого спада.Само по себе воздействие этих поправок на экономическую ситуацию будет по крайней мере краткосрочно ограниченным.Но, скорее всего, это лишь первая попытка такого рода, и в ближайшее время Правительство РФ будет выступать с серией предложений и более широкого свойства. И объявленные накануне новые льготы для IT, призванные противостоять паническому оттоку специалистов из сектора, и действия ЦБ в отношении банков показывают, что правительство в состоянии идти на довольно большие даже по «пандемическим» меркам 2020–2021 годов уступки.
«С возвращением!»
Поправки о новом порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям фактически возвращают действовавший в 2011–2014 годах порядок, введенный тогда в рамках либерализации УПК. Напомним, в 2011 году по инициативе Дмитрия Медведева (занимавшего тогда пост президента) была проведена либерализация налоговых статей кодекса: силовики потеряли право возбуждать уголовные дела по ним без получения материалов от налоговых органов.
Обратите внимание
Порядок, согласно которому нельзя было возбудить дело по налоговому преступлению без мнения ФНС, действовал в 2011–2014 годах в рамках либерализации УПК. Инициатива принадлежала тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. В 2014 году президент Владимир Путин вернул прежний порядок. Следователям, которые запросили мнение налоговиков, разрешили не ждать ответа и не считаться с ним. Сейчас к ним решили вернуться, чтобы помочь бизнесу в условиях надвигающегося экономического кризиса из-за санкций.
Тогда этот шаг привел к обвалу числа подобных дел: если в 2009–2010 годах возбуждалось по 12–13 тыс. налоговых дел в год, то в 2012-м — лишь 2 тыс. И в итоге в конце 2014 года от ограничения поводов для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям отказались. Следственный комитет России тогда подготовил законопроект, который президент Владимир Путин от своего имени внес в Госдуму,— следователям вернули право возбуждать такие дела, но они стали обязаны запрашивать мнение налоговой службы. В ст. 144 УПК РФ появилась норма о порядке получения следователями заключения налогового органа о наличии в материалах дела признаков налогового нарушения (в статье оговорено, что уголовное дело может быть возбуждено и до получения мнения налоговиков).
Обратите внимание
Эти формулировки тогда стали компромиссом. Изначально предлагалось вернуть правоохранителям право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям вообще без участия налоговиков, что вызвало тогда горячие возражения не только у бизнес-ассоциаций (они опасались возобновления практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в качестве инструмента давления на предпринимателей), но и у чиновников — самым высокопоставленным оппонентом СКР был ставший уже премьером Дмитрий Медведев .И сама ФНС, которую тогда возглавлял нынешний премьер Михаил Мишустин, настаивала на том, что «мотивированное суждение» налоговиков в таких делах необходимо.
Эта тема в начале года уже возникала — в рамках Гайдаровского форума в ходе дискуссии «Будущее налоговой системы». Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров тогда предложил восстановить прежнюю практику — руководитель ФНС Даниил Егоров отнесся к инициативе осторожно, отметив, что есть «и за, и против».