Опубликован законопроект, согласно которому предлагается обязать работодателей открыть счет эскроу, на котором компания должна накопить достаточное количество денег, чтобы в случае банкротства погасить задолженность перед сотрудниками. «Расчет» попросил Максима Гладких-Родионова, генерального директора аудиторской компании «Уверенность», изучить документ и оценить перспективы принятия поправок в Трудовой кодекс.
Законопроектом предусмотрено, что каждый работодатель должен заключить с банком договор счета эскроу. Что это такое? Это условный счет, открытый банком, на который владелец счета зачисляет средства, подлежащие при определенных условиях передаче третьему лицу. Такие счета широко используются за рубежом и представляют собой некий аналог аккредитива. У нас понятие счета эскроу содержится в статье 860.7 ГК РФ. Средствами с этого счета до наступления условий, отраженных в соглашении, не могут воспользоваться ни депонент, ни бенефициар, ни эскроу-агент. Итак, работодатель-депонент должен открыть в банке эскроу-счет и зачислять на него средства в размере не менее одной десятой МРОТ на каждого работника в месяц. Из этих средств, по замыслу авторов законопроекта, будут погашаться долги по зарплате при банкротстве.
Обратите внимание
Больнее всего будет предприятиям, у которых суммы оплаты труда представляют значительную часть расходов. А это как раз те компании, где используется высококвалифицированный персонал, где нет зарплат «в конвертах», где работники имеют соцпакет и т. д.
Вносить деньги на счет нужно до момента, когда накопленная сумма составит 200 процентов от месячного фонда оплаты труда на предприятии. И при наступлении банкротства средства поступят в распоряжение конкурсного управляющего, который и осуществит расчеты с работниками.
ФОТ: детали и вопросы
Как указывают авторы законопроекта, задолженность банкротящихся предприятий по оплате труда на 1 марта текущего года составила 1 млрд рублей и имеет тенденцию к росту. Таким образом, законопроект призван в какой-то степени обеспечить право работника на получение платы за труд при банкротстве работодателя. Однако нельзя не отметить, что, с точки зрения работодателей, законопроект проработан недостаточно. К примеру, в тексте статьи 130.1, которой предлагается дополнить Трудовой кодекс, указано, что суммы, зачисляемые на счет эскроу работодателем, и сроки внесения этих денег подлежат согласованию с работниками. Но механизма этого согласования нет. Равно как не предусматривается ситуация, когда работодатель и сотрудники не пришли к соглашению относительно сумм и сроков. Также отсутствует порядок определения ФОТ для целей, указанных в законопроекте. На действующем предприятии фонд оплаты труда может меняться каждый месяц. За какие же месяцы его считать? И как быть, если вследствие уменьшения ФОТ сумма на счете эскроу превысит 200 процентов? Ведь возврата денежных средств работодателю не предусматривается. Таким образом, каждой компании придется заморозить на счете эскроу сумму, равную максимальному месячному ФОТ, умноженному на два. Причем заморозить на весь срок существования компании.
Обратите внимание
В связи с явной недостаточностью проработки механизмов реализации положений законопроекта, вряд ли стоит ожидать, что он будет принят в существующем виде. А такая недостаточность проработки невольно наводит на мысль о популизме и попытке умножить политический капитал.
Очевидно, что больнее всего будет предприятиям, у которых суммы оплаты труда представляют собой значительную часть расходов. А это как раз те компании, где используется высококвалифицированный персонал, где нет зарплат «в конвертах», где работники имеют соцпакет и т. д. Иными словами, больше всего пострадают наиболее ответственные по отношению к персоналу компании – у них ФОТ заведомо выше. Нельзя забывать и о малых предприятиях – для них изъятие из оборота двухмесячного фонда оплаты труда, пусть даже за достаточно длительный период, будет ощутимым. Непонятно также, почему именно работники выделяются законопроектом из всех прочих кредиторов банкротящегося предприятия в особую группу. Ведь и сейчас сотрудники предприятий имеют гораздо больше возможностей надавить на должника-работодателя, чем другие кредиторы. Одним словом, в связи с явной недостаточностью проработки механизмов реализации положений законопроекта, вряд ли стоит ожидать, что он будет принят в существующем виде.