Как бы ни была выгодна идея передать часть функций работников на аутсортинг и сэкономить на этом, принимать такое решение нужно осторожно, заранее продумав все детали договора. И, такая передача не должна быть формальной.
Работники на аутсорсинге, которым передается часть работы штатных сотрудников, не должны быть связаны с компанией и не могут находится в прямом подчинении руководителя компании Заказчика. Если это правило будет нарушено, и налоговая это выявит, избежать штрафов и доначислений будет очень сложно.
В июне этого года в сети появилось постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2022 № Ф03-2105/2022 по делу № А73-16278/2021. В этом деле, налоговая доначислила крупную сумму НДФЛ и страховых взносов компании, которая допустила ошибку при оформлении договоров с работниками-ИП на аутсортинге. Оспорить это решение в суде не удалось, компания проиграла.
Компания привлекла к работе несколько ИП, заключив с ними гражданско-правовые договоры. Такие договоры всегда находятся под пристальным вниманием ИФНС: ведь их легко найти и проверить. Это и сделали налоговики при проверке.
В результате налоговые инспекторы переквалифицировали гражданско-правовые договоры в трудовые, доначислив компании НДФЛ и страховые взносы, и суд это поддержал.
На решение судей в пользу налоговой инспекции повлияло следующее:
- Поиск работников компания осуществляли через сайты по поиску работы, размещая там вакансии и указывая, что работа предполагает полную занятость.
- После собеседования кандидатам, которые устраивали компанию с точки зрения профессиональных навыков, предлагалось зарегистрировать ИП. Соответственно, налоговики быстро выявили, что работники, которые заключили с компаний гражданско-правовые договоры, зарегистрировались в качестве ИП незадолго до заключения договора.
- В договорах на оказание услуг были приведены работы, которые носили постоянный, регулярный характер. Например, прием и отгрузка ТМЦ со склада; поиск покупателей и проведение переговоров, встреч; контроль за сроками оплаты; расширение полочного пространства; контроль цен и так далее. То есть, в договорах речь шла не о разовых заданиях, а о выполнении определенных функций.
- Договора ГПХ содержали условия социального характера. Это очень серьезная ошибка со стороны компании. Например, аутсортерам компания компенсировала расходы: на сотовую связь, ГСМ, билеты, аренду гостиницы.
- Компания была единственным контрагентом для всех ИП, с которыми у нее был заключен договора ГПХ.
- Выплата вознаграждение по договорам осуществлялась регулярно и с определенной периодичностью. Как при выплате заработной платы.
- Все ИП, которые работали с компанией, не вели предпринимательской деятельности, полученные денежные средства они расходовали исключительно на личные нужды. Никаких расходов на организацию и ведения бизнеса у них не было. Только уплата налоговой и оплата банковского обслуживания.
Что предусмотреть в договоре работниками-ИП на аутсорте
- Системно значимые трудовые функции передавать ИП на аутсортинге не рекомендуется.
- В предмете договора ГПХ должны быть описаны разовые работы и не постоянные регулярные трудовые функции.
- Не нужно комбинировать трудовой договор и гражданско-правовой. В ГПД нельзя нужно включать социальный пакет, режим работы и т.п.
- Желательно, чтобы ИП был зарегистрирован за несколько месяцев до подписания договора ГПХ.
- На ГПД не может работать больше половины работников.
- Крайне важно, чтобы у ИП был не один контрагент.
- Оплата по ГПД не должна производится по срокам, установленным в ТК РФ. Оплата по договору осуществляется за результат. График оплаты два раза в месяц не стоит включать в ГПД.