С начала года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс. Поправки относятся в большей степени к малому бизнесу, в том числе к индивидуальным предпринимателям, которых законодательство определяет как микропредприятия. «Расчет» попросил Валентину Александрову, внутреннего аудитора компании Acsour, рассказать об изменениях в типовых формах трудовых контрактов для таких фирм.
К микропредприятиям относятся те организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек и доход от предпринимательской деятельности без учета НДС не превышает 120 миллионов рублей. Кроме того, для микропредприятий суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций, не должна превышать 49 процентов; а суммарная доля участия в уставном капитале субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов не должна быть больше 25 процентов.
Важно подчеркнуть, что согласно статье 309.2 Трудового кодекса за микропредприятиями теперь закреплено право отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. На практике это означает, что такие компании не обязаны составлять и утверждать типичные локальные документы, такие как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании сотрудников, график сменности и др. В качестве альтернативы работодателям предлагается закрепить условия, которые в соответствии с действующим законодательством должны регулироваться локальными актами, в трудовых договорах с сотрудниками.
Заключение трудового контракта
Контракты можно заключать на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Форма предусматривает различные варианты заполнения отдельных пунктов контракта, что позволит максимально эффективно учесть особенности труда каждого работника. Изменения были внесены по поручению президента РФ, данному правительству еще в 2015 году. Предпосылкой для введения поправок стала политика упрощения ведения кадрового делопроизводства для небольших организаций.
Читайте также «Кадровый учет в 2017 году: изменения в работе бухгалтера»
Создание делового климата
Власть неоднократно заявляла о необходимости создания благоприятного делового климата для развития малого бизнеса. В первую очередь это предполагает снижение налоговой и административной нагрузки. Таким образом, принятие озвученных поправок – важный шаг на пути к улучшению российской деловой среды. Однако при использовании данной типовой формы микропредприятиям следует обратить внимание на некоторые нюансы.
Если ввиду организационных изменений работодатель перестал соответствовать критериям микропредприятия и в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения о компании, то право использования льготы прекращается. В связи с этим фирме необходимо разработать и принять все необходимые локальные документы не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Именно эти меры позволят значительно улучшить качество ведения бизнеса в России, а также наладить взаимоотношения компаний с сотрудниками.