Страховка от безработицы

Автор: | 26.12.2014

Страховка от безработицы

Роструд взялся прививать культуру страхования гражданам страны. Предполагается, что на новом сайте ведомства «Работа в России» взрослому населению будут предлагать полисы страхования на случай потери места работы. Татьяна Голубниченко, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити, рассказала о перспективах проекта чиновников.

Инициативу Роструда планируется реализовать в наступающем 2015 году. Делается это своевременно, если учитывать нестабильную ситуацию на рынке труда. Политическое и экономическое положение способствует и будет в ближайшее время способствовать росту количества сокращений. Сегодня ряд компаний покидает российский рынок, другие констатируют снижение объемов из-за сокращения финансирования, введения санкций и других существующих на рынке проблем. Уже с весны этого года эксперты Юнити отмечают стремление компаний к оптимизации штата. Были и крупные сокращения, например, на АвтоВАЗе. В целом, пока большой волны массовых увольнений не наблюдается. Но ситуация дает гражданам лишний повод задуматься о риске ликвидации компании-работодателя.

Спрос порождает предложение

Некоторые страховщики считают сегодняшнюю ситуацию возможностью для активного роста спроса на новую услугу. И, например, ВТБ Страхование уже воспользовалось ею, объявив в октябре о запуске продаж в «Евросети» полисов на случай потери работы «Жить – не тужить». Однако другие страховщики, напротив, высказывают опасения, связанные именно со своевременностью услуги. Дело в том, что прибыльность данного продукта в условиях нестабильности и сокращений сильно снижается. Ведь во время кризиса резко увеличивается количество страховых выплат.

Однако кто же будет покупать страховку? Нужно понимать, что приобретение полиса – это дополнительные затраты. И, возможно, многие граждане не смогут их себе позволить на фоне заметного снижения общего уровня жизни, экономической нестабильности, инфляции. Если у человека практически весь доход уходит на удовлетворение базовых потребностей, то он вряд ли будет думать о завтрашнем дне и страховать риски.

Заинтересован в услуге будет, прежде всего, персонал очень крупных публичных компаний, традиционно действующих в рамках трудового законодательства.

Надо также учитывать, что страховой случай распространяется на сотрудников, попавших в ситуацию сокращения персонала, ликвидации или переезда компании. Основная проблема заключается в том, что зачастую сотрудников не сокращают, а увольняют по собственному желанию или по каким-либо другим причинам. Не секрет, что в ряде компаний работники знают заранее об отсутствии возможности получения каких-либо компенсаций в случае сокращения и понимают бесполезность страхования. Следовательно, заинтересован в услуге будет, прежде всего, персонал очень крупных публичных компаний, традиционно действующих в рамках трудового законодательства.

Также на востребованность страховки будет влиять возраст работника. Люди зрелого возраста имеют значительно меньше шансов на быстрое и успешное трудоустройство. Ну и ключевым фактором принятия решения будет соотношение уровня заработной платы, стоимости страховки и размера предполагаемой премии. В зависимости от него сотрудник будет оценивать целесообразность дополнительных затрат.

Контроль за безработицей

Интерес самого Роструда в популяризации данного продукта, возможно, связан со стремлением государства наладить контроль и учет безработицы. Процент граждан, встающих сегодня на учет в органы службы занятости, довольно низок. Необходимость предоставить соответствующую справку для получения страховки повысит количество обращений. Активность граждан в вопросе трудоустройства должна поднять и необходимость (по условиям договора) принимать меры для заключения нового трудового контракта. В числе них: консультации специалистов службы занятости, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией; участие в профподготовке, переподготовке или повышении квалификации.

Однако для самих страховщиков необходимость контролировать множество моментов сильно снижает привлекательность инициативы ведомства. Правы и те из специалистов, кто говорит о возможности сговора работодателя и сотрудника. Хотя в этом случае несоблюдение многими компаниями законодательства скорее будет играть роль сдерживающего фактора. На российском рынке наверняка могут возникнуть и другие риски, ведь работник может спровоцировать увольнение и растягивать продолжительность выплат. Это, скорее всего, приведёт к введению множества ограничений относительно заёмщиков, а значит, сильно сузит и без того небольшой пул потенциальных покупателей страховки.

Татьяна Голубниченко, для журнала «Расчет»

Развивайтесь профессионально

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Сократить сотрудников, не нарушая закон

Как правильно оформить сокращение зарплаты

Как рассчитаться с работником при сокращении штата


Читать оригинал