Работодатель компенсирует работникам вредность производственных факторов для их здоровья. Подтверждением того, что рабочее место содержит вредные условия, является специальная оценка условий труда.
До 1 января 2014 года степень вредности и опасности производства, травмобезопасность и обеспеченность работников СИЗ (средствами индивидуальной защиты) оценивались по результатам аттестации рабочих мест.
Порядок аттестации утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н. Однако он действует только до 1 января 2014 года по тем аттестациям, которые были проведены до 1 января 2014 года. Если аттестация была в конце 2013 года, тогда спецоценку нужно будет проводить только в 2018 году. Если аттестация не проводилась, то начиная с 2014 года проводят спецоценку условий труда, введенную с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.
Плановая спецоценка
Обратите внимание на следующее.
- В плановом порядке проводится спецоценка всех рабочих мест, кроме рабочих мест надомных и дистанционных работников и работников, занятых у физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Ранее не подлежали аттестации те рабочие места, где сотрудники используют только офисную оргтехнику (персональные компьютеры, копировально-множительные аппараты и др.) и бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. На вакантном рабочем месте штатные производственные процессы не ведутся. Поэтому спецоценка условий труда на таком рабочем месте также не проводится (письмо Минтруда России от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041).
- Спецоценка (ранее – аттестация) рабочих мест (в том числе вновь организованных) проводится, если сотрудники, в частности, осуществляют:
- работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами, независимо от вида транспортного средства. Это может быть легковой, грузовой автомобиль, электропоезд и др.;
- эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
- работу с источниками опасностей, способными оказывать на работника вредное воздействие, что определяет комиссия исходя из критериев оценки условий труда;
- использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
- Спецоценка условий труда проводится один раз в пять лет со дня утверждения отчета о ее проведении.
Внеплановая спецоценка
Внеплановая спецоценка проводится в течение 12 месяцев при наступлении следующих случаев (ст. 17 Закона № 426-ФЗ в редакции Закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ):
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
Внеплановая спецоценка проводится в течение шести месяцев при наступлении следующих случаев (ст. 17 Закона № 426-ФЗ в редакции Закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ):
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- мотивированное предложение профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
При изменении имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя – индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя – юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой этих оснований для проведения внеплановой спецоценки, она может не проводиться на основании решения комиссии, решающей вопросы спецоценки.
Если внеплановая спецоценка проводится на основании предписания контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая спецоценка, в части гарантий и компенсаций, которые им предоставлялись до спецоценки, проведенной с нарушениями.
Декларация
Если на рабочих местах не выявлены вредные и опасные факторы, соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда работодатель может декларировать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения (п. 1 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Декларация будет действовать пять лет и может автоматически продлеваться на тот же срок, если на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. Декларацию нужно подать в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Форма подачи – на бумаге или электронно, по решению работодателя. В противном случае будет проведена внеплановая спецоценка.
Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 136-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Он установил возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми. Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. Это значит, что если по состоянию на 1 мая 2016 года у работодателя есть рабочие места, условия труда на которых по результатам проведенной спецоценки признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать уточненную декларацию соответствия условий труда, включив в нее данные рабочие места. Это требование не касается рабочих мест, в отношении которых идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» не проводится.
Административная ответственность
В связи с введением спецоценки условий труда внесены и изменения в КоАП РФ (Закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). В него введена статья 5.27.1, которая устанавливает ответственность за нарушения в этой сфере:
- за нарушение государственных нормативных требований охраны труда – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей, на ИП – штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей;
- за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей, на ИП – штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей, на юридических лиц – штраф от 60 000 до 80 000 рублей;
- за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей;
- за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 рублей;
- за повторное нарушение – наложение административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – такой же штраф или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Проверки Роструда
Роструд и его региональные органы проводят проверки фактических условий труда работников, качества проведения спецоценки условий труда и правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).
Основаниями для проверки являются:
- обращения работников, профессиональных союзов, работодателей, органов исполнительной власти, органов ФСС РФ и иных страховщиков;
- определения судебных органов;
- представления государственных инспекций труда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований закона о специальной оценке условий труда.
Если экспертиза проводится на основании заявления работника, то проверяют только условия труда на его рабочем месте.
Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Он зависит от трудоемкости экспертных работ и может быть увеличен не более чем на 60 рабочих дней.
Все виды госэкспертизы условий труда, а также рас-смотрение инспекцией разногласий по вопросам проведения госэкспертизы оценки качества спецоценки условий труда, являются безвозмездными.
В приказе определены требования к госэксперту: он обязан, в частности, обеспечивать конфиденциальность изучаемых сведений и не участвовать в проведении экспертизы, если это может спровоцировать или повлечь конфликт интересов.
Утверждены порядок оформления заявления о проведении госэкспертизы и перечень прилагаемых к нему документов. Представить документы можно на бумажном носителе лично или по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа.