МВД предложило новый регламент для выдачи разрешений на привлечение труда иностранных сотрудников. Чем вызвано это изменение, примут ли власти новый документ и как изменится миграционная политика России в ближайшее время «Расчет» спросил у Дарьи Перковской, директора департамента правового и налогового консалтинга АКГ «Деловой профиль».
В связи с чем решено пересмотреть регламент?
Утверждение нового регламента прежде всего связано с переходом функций от ФМС к МВД. Изменения должны решить вопросы межведомственного взаимодействия, а также процессов выдачи разрешений и последующего контроля за иностранными работниками. Новый регламент упрощает саму процедуру легализации найма иностранцев, закрывает коррупционные лазейки и повышает уровень контроля за нелегальной миграцией.
Читайте также «О чем следует помнить, принимая на работу иностранца»
Почему эти изменения власти решили внести именно сейчас?
Россия занимает второе место в мире по числу находящихся на ее территории мигрантов, их численность оценивается приблизительно в семь процентов от всего населения страны. Число желающих въехать в Россию увеличилось по сравнению с прошлым годом на 80 процентов. Поэтому усиление контроля за деятельностью иностранных работников, особенно на волне борьбы с терроризмом, является чрезвычайно актуальным.
Наблюдаемый сегодня в европейских странах миграционный кризис, вызванный неспособностью стран Евросоюза адаптироваться к наплыву беженцев, пока еще серьезно не проявился в России. Но упразднение ФМС, расширение функций МВД в контроле за мигрантами и, соответственно, введение нового регламента выдачи разрешений на привлечение труда иностранцев являются важными мерами, способными не допустить развития миграционного кризиса в России.
Упростят ли такие меры процесс получения разрешений?
Регламент по сути не меняет самого процесса получения разрешений на работу, кроме введения новой формы заявлений. Но процесс объединения ФМС и МВД способен существенно упростить для работодателей выдачу/продление разрешений на привлечение труда иностранцев, сократив сроки рассмотрения поданных документов.
Насколько сильно поменяется порядок оформления иностранных сотрудников?
Порядок оформления разрешений существенно не изменится, так как все механизмы, ранее существовавшие в ФМС, полностью перешли под управление МВД.
Читайте также «Как оформить приглашение на въезд в Россию для иностранца»
Что вы думаете по поводу отмены печатей? Не увеличится ли количество фиктивных обращений от работодателей?
По новому регламенту компаниям не придется заверять документы и их копии печатью, но и в действующем регламенте печать ставилась лишь при ее наличии. То есть на количество обращений этот факт не будет оказывать влияния, так как сам перечень бумаг практически не изменится.
Как вы думаете, будет ли пересмотрена форма заявления?
Вряд ли следует ожидать существенных изменений в форме заявления, кроме смены «шапки» документа, где вместо ФМС будет поименован соответствующий орган МВД.
Что бы вам как эксперту хотелось изменить в существующем формате?
Действующий формат работы с иностранными сотрудниками направлен в основном на работников, прибывающих из стран СНГ, именно они формируют около 70 процентов трудовых мигрантов России. От таких работников государство сегодня требует знания русского языка, истории и основ российского законодательства. Но работодатель не всегда заинтересован в русскоговорящих работниках, что создает основу функционирования коррупционных схем получения свидетельств о сдаче экзаменов. Это является слабым местом действующих правил.
Кроме того, существует серьезная проблема доступности услуг получения или продления разрешений на работу для иностранцев в районах, удаленных от территориальных органов МВД. За разрешениями компаниям и самому мигранту приходится неоднократно ездить в областной центр, что часто приводит к нарушению сроков, а соответственно – к депортации добросовестного работника. Обеспечение доступности услуг в населенных пунктах по месту пребывания работодателя и мигранта могло бы способствовать существенному сокращению числа нарушений действующего законодательства.
Учтены ли эти моменты в новом регламенте?
Если разрешения на привлечение труда иностранных граждан будут выдаваться непосредственно в населенных пунктах пребывания работодателя и мигранта, то процесс станет намного проще. Соответственно, сократится число нелегально работающих иностранцев, а также повысится эффективность контроля соблюдения миграционного законодательства. Возможно, произошедшее объединение ФМС и МВД в перспективе позволит сделать услуги получения/продления разрешений более доступными.
Что бы хотелось добавить в новый регламент?
Текущий регламент, так же, как и новый, не затрагивает вопросов социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, помимо необходимости получения сертификата по сдаче экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства. Также низкий уровень информированности о приостановления действия разрешений на привлечение труда иностранных граждан зачастую является основной причиной нарушения законодательства для предприятий. Было бы неплохо если бы власти внесли соответствующие поправки в новый регламент.
Кроме того, участие многофункциональных центров предоставления госуслуг также ограничено лишь информационной функцией, хотя именно МФЦ могли бы выступить посредником между МВД и работодателями, а также мигрантами. Это бы полностью исключило коррупционную составляющую этих услуг, а также упростило бы механизм получения или продления разрешений, сделав его доступным «в одном окне».
Существующий сегодня механизм сертификации знаний русского языка, истории и основ законодательства для мигрантов должен быть полностью пересмотрен и заменен эффективными системами социальной и культурной адаптации иностранцев.
Обратите внимание
Регламент по сути не меняет самого процесса получения разрешений на работу, кроме введения новой формы заявлений. Но процесс объединения ФМС и МВД способен существенно упростить для работодателей выдачу/продление разрешений на привлечение труда иностранцев.
Например, сегодня трудовой мигрант, приехавший на работу в отдаленный район любого из российских регионов, не может легально получить такой сертификат, так как аккредитованные обучающие центры практически все расположены в административных центрах субъектов. Процесс адаптации может потребовать нескольких месяцев, а это невозможно при такой удаленности от места работы. Поэтому иностранный сотрудник вынужден искать возможность при-обретения «серого» сертификата.
Опыт других стран показывает, что наиболее приемлемой формой адаптации трудовых мигрантов является создание специализированных курсов в местах их проживания, что позволяет иностранцу учиться и работать одновременно. Такой подход делает процесс адаптации более эффективным.
Как вы оцениваете перспективы принятия законопроекта? Высока ли вероятность?
Учитывая, что законопроект не вводит никаких особенных новшеств и обусловлен лишь структурными преобразованиями ведомств, препятствий на пути к его принятию, скорее всего, не будет. Однако данный регламент несовершенен, поэтому в ближайшей перспективе, я думаю, стоит ожидать внесения в него существенных изменений.
После того, как изменения в существующий документ будут внесены, можно будет говорить о его утверждении и вступлении в силу. Сроки прогнозировать сложно, но, учитывая актуальность и необходимость такого регламента, принят он будет в ближайшее время.
Если же этого не произойдет, то вероятно, что чиновники будут издавать различные указы и рекомендации по данному вопросу, которые будут регулировать эту сферу до момента утверждения регламента.
Как вы считаете, не будет ли следующим шагом пересмотр квот по найму иностранцев?
Система квот с 2015 года постепенно заменяется патентами, приобретая которые, мигранты имеют те же права в трудоустройстве, что и российские граждане. Квотирование применяется лишь для работников из стран, с которыми установлен визовый режим, и число таких квот постепенно сокращается. На снижение количества квот в регионах влияет также тот фактор, что сейчас нет необходимости получать квоту на привлечение высококвалифицированных работников, а также по бесквотным специальностям. Поэтому в ближайшей перспективе не стоит ожидать существенного пересмотра квот по найму иностранцев.