Преимущества для работодателя от осведомлённости о состоянии здоровья работника.

Автор:


Согласно закону, при трудоустройстве работник не обязан сообщать о наличии инвалидности, а работодатель не имеет права запрашивать документы, подтверждающие ее наличие или отсутствие. Если работник скрыл информацию об инвалидности, работодатель не несет ответственности за соблюдение прав этого работника как инвалида. Тем не менее, данная ситуация может иметь свои сложности и подводные камни. В данной статье рассмотрим одну из опасностей для работодателя, которую она может представлять.

Убытки из-за неосведомленности об инвалидности


21 октября 2024 года Арбитражный суд Красноярского края вынес решение по делу № А33-33739/2023, взыскав с работодателя в пользу СФР излишне перечисленное пособие по временной нетрудоспособности.


Компания сообщила о больничном умершего сотрудника. Фонд выплатил пособие наследникам, после чего проверил ситуацию и обнаружил, что этот сотрудник имели инвалидность.


Пособие вычислили и выплатили, как если бы у сотрудника не было инвалидности, то есть в большем объеме.


Фонд считает, что из-за того, что работодатель не предоставил сведений об инвалидности, понесли убытки в виде переплаты по больничному листу.


Работодатель отказывался добровольно возвращать переплату, ссылаясь на смерть сотрудника, из-за чего Фонду пришлось обратиться в суд.

Что решил суд?


Суд первой инстанции принял сторону работодателя, такое же решение вынесла апелляция (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 по делу №А33-33739/2023). В судебных решениях отмечено, что работодатель не сообщил СФР о инвалидности работника, что привело к переплате.


В ответе на иск Фонда работодатель сообщил, что не знал о нетрудоспособности сотрудника.


Суды не признали данное обстоятельство достаточным основанием для подачи в СФР неверной информации о застрахованном.


Работодатель, как страхователь, несет ответственность за точность предоставляемой информации. Должностные обязанности работодателя включали бы возможность и необходимость вовремя обнаружить наличие инвалидности у сотрудника.

Выводы


Трудовым кодексом Российской Федерации нет обязанности работника уведомлять работодателя о своей инвалидности. Работодатель не имеет права требовать от соискателей на стадии трудоустройства каких-либо иных документов, кроме тех, что указаны в статье 65 ТК РФ. В этой статье нет упоминания о справке об инвалидности или ее отсутствии, поэтому работодатель не может попросить предоставить ее.


Без информации о статусе работника как лица с ограниченными возможностями привлечь работодателя к ответственности за нарушения его прав невозможно.


Решением суда установлено, что работодателю выгодно узнавать о состоянии здоровья работников. Иначе могут возникнуть сложности с выплатой больничных малоизвестным лицам.


Закон не устанавливает способов получения информации об инвалидности сотрудника. Работодатель может предложить работнику сообщить о наличии инвалидности с указанием возможности пользоваться дополнительными гарантиями для инвалидов. Полагается, что целесообразно направлять такие письма работникам, по отношению к которым есть основания полагать наличие соответствующего статуса (например, при частых обращениях за больничными).

Раздел: Кадры