Правила простоя. Разъяснения Роструда

Автор: | 15.06.2022

Правила простоя. Разъяснения Роструда

По итогам I квартала 2022 года Роструд опубликовал доклад. Цель документа – разъяснить работодателям порядок соблюдения трудового законодательства по некоторым вопросам. Редакция журнала «Расчет» изучила ту часть документа, в которой говорится о правилах введения простоя.

Начнем с определения самого термина «простой». В соответствии со статьей 72.2 Трудового кодекса простоем может быть признана временная приостановка работы. Причин такой приостановки может быть несколько видов: экономические, технологические и технические. 

Простой может быть введен по вине работодателя или работника, а также по причинам, которые не зависят от компании или ее сотрудников. Обратите внимание: перечня причин, из-за которых может быть объявлен простой, в законодательстве нет, как нет и сроков, на которые он может быть введен. 

Если компания намерена ввести простой, то основания, по которым предприятие решается на такой шаг, должны быть отражены в документах. При этом организация не может ввести простой в одностороннем порядке. 

В Роструде напомнили, что «работник имеет право оспорить наличие причин экономического, технического, технологического или организационного характера, влекущих временную приостановку работы» (цитата по документу Роструда). В этом случае обязанность обосновать весомость причин простоя будет на компании.

Отметим также, что у простоя должен быть определенный период, короткий или продолжительный. Нельзя установить простой на неопределенный срок. При этом, если за время, на которое был объявлен простой, причина, по которой он был введен, не устранена, то простой может быть продлен. 

Обратите внимание: в соответствии со статьями 22 и 56 Трудового кодекса, объявляя простой, компания должна предпринять все возможные действия для устранения причин, по которым был объявлен простой. Другими словами, предприятие берет на себя обязательства вернуть сотрудников к работе.

«Простой не относится к категории времени отдыха, поэтому в период простоя работник должен находиться на рабочем месте, если иное не предусмотрено приказом об объявлении простоя», – отметили в Роструде.

Перевод сотрудников во время простоя

Объявляя простой, компания может перевести специалистов на другую работу. При этом «оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе», – отметил Роструд в докладе. Обратите внимание, перевод на менее квалифицированную работу возможен только с письменного согласия работника. 

Далее расскажем, в каких случаях организация может перевести специалистов на другую работу. 

Итак, на срок до одного месяца специалист может быть переведен на другую работу без его согласия, сделать это можно в случае, когда простой обусловлен: 

  • катастрофой природного или техногенного характера;

  • производственной аварией;

  • несчастным случаем на производстве;

  • пожаром, наводнением, голодом, землетрясением, эпидемией или эпизоотией и в других исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия, в соответствии с частью 3 статьи 72.2 ТК РФ.

Принцип оплаты труда в период простоя

Правила оплаты простоя – наверное, один из самых главных вопросов, которыми может задаться компания. Начисление заработной платы и ее размер будут определяться причинами, по которым простой был введен. Так, если простой начался по вине работодателя, то этот период оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы специалиста.

Если простой был введен по не зависящим от предприятия или его работников причинам, то этот период оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, которые должны быть рассчитаны пропорционально времени простоя. 

И наконец, если простой был введен по вине работника, то это время не оплачивается (ст. 157 ТК РФ). 

Компания может предусмотреть повышенные размеры выплат в период простоя. Для этого соответствующие положения должны быть закреплены либо в трудовом договоре с сотрудником, либо в коллективном договоре или соглашении. 

При расчете оплаты доходов работников важно помнить, что сам по себе режим простоя не является основанием для изменения режима оплаты труда. «При простое оплачивается время приостановки работы, МРОТ выплачивают за выполненную работу (в соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата – вознаграждение за труд). Это разные области правового регулирования», – уточняет Роструд. 

Далее давайте рассмотрим отдельные ситуации, которые могут привести к простою, чтобы понять, как при наступлении того или иного события компании необходимо рассчитывать сумму перечислений работникам. 

Если простой был введен по причине наступления чрезвычайных событий, например, катастрофы техногенного характера или наводнения, то компания должна оплатить это время работников в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Простой может быть вызван и административным приостановлением деятельности или временным запретом работы компании. Эти случаи простоя оплачиваются как простой не по вине работника.

Следующий случай. Если наступление простоя происходит по причине отказа сотрудника выполнять свою работу из-за потенциальной угрозы жизни или здоровью, а компания при этом не может предложить специалисту другую работу, то такой период простоя в соответствии с частью 4 статьи 220 Трудового кодекса нужно оплачивать исходя из того, что простой наступил по вине организации. 

Аналогичный подход следует использовать и в случае, если простой наступил в результате отсутствия у работника средств индивидуальной и коллективной защиты. Важно уточнить, что в описанной ситуации предприятие не может потребовать от работника приступить к выполнению его должностных обязанностей. 

В комментируемом докладе Роструд ответил на вопросы о том, как оплачивать период простоя работникам, у которых сдельная оплата труда. Ведомство предлагает использовать один из двух вариантов: 

  • умножить месячную норму на стоимость изделия и разделить ее на количество рабочих часов в месяце, когда был объявлен простой.

  • часовую тарифную ставка умножить на 2/3 и на количество часов простоя. Подобный метод расчета был ранее изложен в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 13 марта 2015 года по делу № 33-1619/2015.

Простой на больничном

Расскажем, какие правила действуют для расчета больничных, если сотрудник получил листок нетрудоспособности до или во время периода простоя. 

Если работник заболел до начала периода простоя, то пособие рассчитывается и выплачивается в том же размере, в котором будет начислена заработная плата специалиста во время простоя. При этом выплаты не могут быть выше размера пособия, которое было бы перечислено работнику по общим правилам. 

Если же период простоя начался до наступления болезни, то пособие сотруднику не назначается, основание: пункт 5 часть 1 статьи 9 Закона № 255­ФЗ.


Читать оригинал