Сотруднику, отвечающему за ведение воинского учета необходимо обеспечить полноту и достоверность сведений обо всех военнообязанных работниках. Для выполнения данного требования специалист в течение календарного года должен исполнять довольно обширный круг обязанностей. О них мы и поговорим в данной статье.
Во-первых, определять, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы. В соответствии с пунктом 14 Положения воинскому учету подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет) и военнообязанные. При этом к военнообязанным относятся мужчины:
- пребывающие в запасе;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу.
Обратите внимание, что военнообязанными являются и женщины, которые имеют военно-учетные специальности (например, связь, картография, топогеодезия и т. д.), перечисленные в приложении к Положению.
На заметку
Призывным является возраст до 27 лет, следовательно, военнообязанный после наступления данного возраста обязан получить военный билет.
Во-вторых, организовать ведение и хранение личных карточек работников, поставленных на воинский учет. В личные карточки необходимо своевременно вносить сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства (пребывания), состояния здоровья сотрудников.
Карточки сотрудников, поставленных на воинский учет, должны храниться в соответствующих разделах картотеки:
- первый раздел — офицеры запаса;
- второй раздел — солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса;
- третий раздел — военнообязанные запаса женского пола;
- четвертый раздел — призывники.
Личные карточки на работников, достигших предельного возраста пребывания в запасе (см. таблицу ниже) либо признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки. При этом в карточках необходимо проставить отметки «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».
Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учета в связи с достижением предельного возраста пребывания в запасе.
Подлежат снятию с воинского учета (год снятия с воинского учета) | Женщины в возрасте | Мужчины в возрасте | |||||
45 лет | 50 лет | 50 лет | 55 лет | 60 лет | 60 лет | 65 лет | |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы | Офицеры | Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы | Младшие офицеры | Майоры, капитаны 3 ранга, полковники капитаны 2 ранга | Полковники капитаны 1 ранга | Высшие офицеры | |
2014 | 1969 | 1964 | 1964 | 1959 | 1954 | 1954 | 1949 |
2015 | 1970 | 1965 | 1965 | 1960 | 1955 | 1955 | 1950 |
2016 | 1971 | 1966 | 1966 | 1961 | 1956 | 1956 | 1951 |
2017 | 1972 | 1967 | 1967 | 1962 | 1957 | 1957 | 1952 |
2018 | 1973 | 1968 | 1968 | 1963 | 1958 | 1958 | 1953 |
2019 | 1974 | 1969 | 1969 | 1964 | 1959 | 1959 | 1954 |
2020 | 1975 | 1970 | 1970 | 1965 | 1960 | 1960 | 1955 |
2021 | 1976 | 1971 | 1971 | 1966 | 1961 | 1961 | 1956 |
В-третьих, оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военкоматами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
В-четвертых, направлять в военный комиссариат сотрудниц в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности, обязательные для постановки на воинский учет.
В-пятых, разъяснять работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации (приложении № 3 к Рекомендациям) и осуществлять контроль за их исполнением. Также необходимо информировать сотрудников об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
В-шестых, информировать военкоматы об отсутствии необходимых отметок в документах, об обнаруженных неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов и о случаях неисполнения сотрудниками обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
В-седьмых, оформлять бронирование работников, если это необходимо. Бронирование представляет собой комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов госвласти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами из числа сотрудников, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных сил РФ. Порядок работ по бронированию в организациях определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе от 22.12.1999 № 144).
Обратите внимание
Военнообязанными являются и женщины, которые имеют военно-учетные специальности (например, связь, картография, топогеодезия и т. д.).
В большинстве случаев бронирование работников производится организациями, которые выполняют военные или госзаказы, обеспечивающих жизнедеятельность населения и т. п. О том необходимо ли вашей фирме производить бронирование следует уточнять в военном комиссариате.
В-восьмых, сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета сотрудников.
Помимо всего прочего специалист должен вести и хранить журнал проверок осуществления воинского учета, и иные документы в соответствии с требованиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителями организаций.
Также в организации должна присутствовать справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. Например, можно оформить стенд, на котором будут размещаться копии приказов, планов, контактные данные военного комиссариата и т. д.
Отчетность
Сотрудник по учету в двухнедельный срок должен представить в военкомат:
- сведения о принятых и уволенных сотрудниках, подлежащих воинскому учету (форма сообщения приведена в приложении № 9 к Рекомендациям);
- сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства (пребывания), состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (форма сообщения приведена в приложении № 13 к Рекомендациям);
- сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, если поступил запрос (форма сообщения приведена в приложении № 10 к Рекомендациям).
Помимо этого ежегодно, в сентябре, в военкомат следует направлять списки работников мужского пола 15-и 16-летнего возраста (форма сообщения приведена в приложении № 10 к Рекомендациям), а до 1 ноября — списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (форма списка приведена в приложении № 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400).
Также не реже одного раза в год надо сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военкоматов. Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются пункты раздела II личной карточки, а также: Ф.И.О.; дата рождения; место рождения; образование; должность (профессия); семейное положение и состав семьи; состояние здоровья; основные антропометрические данные; прохождение военных сборов; адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов сотрудников.
После того как сверка завершена сотрудник военкомата должен сделать записи о проведении проверки в журнале проверок. Специалисту по учету в свою очередь надо проставить на личных карточках простым карандашом дату сверки и свою подпись. Обратите внимание, что военным комиссариатом субъекта РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках.
Людмила Штатнова, эксперт по трудовому законодательству, для журнала «Практическая бухгалтерия»
Практическая бухгалтерия
Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями — максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Воинский учет: с чего начать?
Как вести воинский учет работников
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Подключить бератор