Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ установил новый порядок расчета МРОТ и прожиточного минимума с 1 января наступившего года.
За основу новой системы расчета возьмут медианную зарплату и медианный доход. Медианная зарплата – показатель, который условно делит всех работающих пополам. У половины заработок выше этого показателя, а у половины – ниже. Медианный доход – величина, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины ниже.
Обратите внимание
В 2021 году федеральный МРОТ составит 12 792 руб – 43% медианной зарплаты. Прожиточный минимум на душу населения в целом по России составит 44,2% медианного дохода, или 11 653 руб.
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от федерального минимума в среднем, для детей этот показатель составит 97%, а для пенсионеров – 86%.
Регионы также могут назначать размер МРОТ в соответствии с местными природно-климатическими условиями.
Из-за действовавшей до сих пор методики определения по потребительской корзине прожиточный минимум и, соответственно, МРОТ постепенно отставали от роста доходов населения в целом.
Обратите внимание
Минимальный размер оплаты труда в новом году будет привязан к медианной зарплате по стране. Новый порядок исчисления МРОТ выгоднее для россиян, но ненамного, считают эксперты. И тем более, такой механизм не решает проблему сокращения бедности.
С одной стороны, да привязка МРОТ к медианным расчетам по зарплате — это серьезный прорыв. Теперь уровень МРОТ определяется не просто статистикой, не всегда адекватной, и не только волей чиновников, а в более внятной привязке к реальной ситуации.
Медианный подход может быть распространен и на другие жизненно важные показатели — к доходам, потребностям россиян, к ценам на самое необходимое и т. п. Однако финансово от повышения МРОТ выиграют небольшие группы населения, к тому же незначительно.
Речь идет о получателях пособий по безработице, декретных и больничных выплат. При этом у работодателей останется вполне легальная возможность не повышать оплату работников, получающих на уровне старого МРОТ. При неполной занятости зарплата уменьшается с учетом отработанного времени – например, сотруднику, который трудится полдня, платят 50% от установленной зарплаты. Де-юре можно нанимать людей на неполный день, а де-факто заставлять их трудиться в «нерабочее» время.
Обратите внимание
Ощущение, что медианная методика специально подбиралась так, чтобы не произошло резкого повышения МРОТ по сравнению с текущим уровнем. Именно поэтому МРОТ будут рассчитывать как 42% от медианной зарплаты, а не 50%, к примеру. В странах ОЭСР черту бедности считают исходя из критерия 50% медианного дохода, в ЕС используется критерий 60% медианного дохода, а у нас — существенно ниже.
Вероятнее всего, в правительстве при введении новой методики расчета МРОТ «идут» именно от возможностей бюджета. Поэтому и введена формулировка о пересмотре показателя не менее чем раз за пять лет. Власть не ждет V-образного восстановления экономики, она явно видит больше оснований для вялого роста ВВП. Исходя из этого и формулируются достаточно правильные, но не затратные показатели.
В общем, эта новация никак не вписывается в нацпроект о снижении уровня бедности населения вдвое. В стране, где решается проблема бедности населения, создаются рабочие места и условия для развития бизнеса, а не пытаются оптимизировать систему доплаты тем, кто зарабатывает меньше остальных.
В нацпроекте по снижению бедности сделан акцент на двух основных инструментах. Это целевая господдержка малоимущих (в основном за счет прямых выплат из бюджета) и обеспечение занятости для женщин с детьми, жителей экономически слабых регионов и т. д. Эти задачи с новой методикой расчета МРОТ не очень сочетаются.
Обратите внимание
Очевидно, что незначительные повышения МРОТ не ведут к росту реальных доходов, так как съедаются инфляцией. А она особенно заметна в отношении тех товаров, без которых не могут обойтись малоимущие. В идеале, МРОТ должен быть привязан к реальному росту цен на товары и услуги первой необходимости. Но для этого нужно хотя бы, как минимум, получать объективную экономическую статистику.
Есть ощущение, что власти опасаются перегрузить бюджет социальными расходами, поскольку предполагают провал в доходах казны. Это может складываться или из понимания низких поступлений от бизнеса, или от продажи энергоносителей и иных товаров за рубеж. Как бы то ни было, но отсутствие оптимизма в доходах вынуждает быть привязанным к этому нелепому МРОТ, а власти точно оставляют за собой возможность его пересматривать, исходя из доходов бюджет.