С нового года изменились правила проведения независимой оценки квалификации сотрудников.
Новое постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 года № 1204 уже вступило в силу с 1 января 2017 года. Документ устанавливает правила проведения независимой оценки квалификации работников и является очередным проектом по организации работы отдельного подконтрольного государству сектора. Так уже было с нотариусами, когда всех предпринимателей и физлиц обязали заверять у них документы, касающиеся вопросов работы с органами власти. Аналогичная ситуация складывалась и с оценщиками, когда власти обязали подвергать обязательной независимой оценке имущество компаний. И вот теперь у чиновников «дошли руки» и до независимой оценки квалификации кадров. Радует только то, что такая обязанность возложена не на все предприятия. Согласно утвержденному регламенту, пока независимая оценка – это право юридического или физического лица. При этом в документе не разъяснено, какую же цель должны преследовать работодатели, желающие провести такие мероприятия. Дело в том, что основной род деятельности по сложным квалификациям получает аттестацию и лицензии. И для чего нужны «морока» с независимой оценкой и дополнительная трата денег, пока не ясно.
Читайте также «Независимая оценка квалификации в учете»
Проверка подлинности документов
По сути, закон предоставляет право на проверку квалификации. Но если разобраться, то фактически новая система дублирует сервис по проверке подлинности дипломов специалистов. К сожалению, на прямые запросы работодателей в вузы сотрудники образовательной сферы отвечают долго и неохотно. Да и популярный среди работодателей онлайн-сервис https://frdocheck.obrnadzor.gov.ru оставляет желать лучшего. К тому же, по результатам проверки подлинности документов нередко возникают спорные моменты, становящиеся достоянием публики, что чаще всего не выгодно ни сотрудникам, ни работодателям.
Обратите внимание
По сути, закон предоставляет право на проверку квалификации. Но если разобраться, то фактически новая система дублирует сервис по проверке подлинности дипломов специалистов.
Теперь, с введением независимой оценки квалификации, любая компания проводит проверку самостоятельно. Если ее результаты удовлетворительны, то фирма принимает решение «у нас есть квалифицированный специалист», не тратя больше средств на поиск новых сотрудников или обучение старых. При этом шансы на успех есть как у людей с «корочками», так и у работников без образования, но имеющих достаточный опыт в своей области.
Пошаговая инструкция
Итак, столкнувшись с задачей руководства по оценке квалификации персонала, ответственный за кадровую политику сотрудник организует следующие мероприятия.
Для начала он должен обратиться в Центр проведения оценки квалификации. Заключить договор и организовать сдачу персоналом квалификационных экзаменов. Далее, в течение в среднем 14 календарных дней фирма получает сведения о полученных оценках. Еще через 30 дней коммерсантам передадут сертификаты с подтверждением оценок и соответствующую запись в реестре проведения независимой оценки квалификации.
Читайте также «Оценка квалификации: как подать заявление?»
Несостоятельность кадров
В идеале инструмент должен работать на благо коммерсантов. Но в случае если возникнет форс-мажор, законодательством не определена ответственность квалификационной комиссии. Плюс – кто будет давать оценку самой комиссии и методам проверки? Ведь возникновение большого количества сервисов и ревизий создает ущерб образовательной системе и в первую очередь – Министерству образования. Именно политика Министерства не может никак защитить систему от несостоятельности кадров и от низкоквалифицированных специалистов, несущих реальную угрозу экономике.
Кто оценивает методы? Кто оценивает комиссию? Как разрабатываются экзамены? И главное – какую ответственность несет этот Центр независимой оценки?
Представьте инженеров, которые построили дом, развалившийся через год после ввода в эксплуатацию. Или инженера, чьи ошибки были выявлены инспекциями в ходе производства работ. Но при этом он оценен независимым центром как квалифицированный специалист. Очевидная ошибка в оценке. Кто в таком случае будет нести ответственность? На данный вопрос в проекте ответа нет.
Повышение качества работ
Но есть и положительные стороны. Как известно, существует множество строительных бригад из мигрантов. Такие работники могут быть оценены независимой комиссией, и их квалификация может быть подтверждена или опровергнута. Так действительно можно добиться повышения качества работ. Такое требование будет скорее справедливо для генерального подрядчика. Вряд ли субподрядные организации будут по своей инициативе проводить тестирование. С другой стороны, в случае возникновения задержек заработной платы профсоюз или инициативная группа могут потребовать оценки квалификации генерального директора и бухгалтера. Вообще, такие проекты должны проходить обсуждения с профсоюзами.
Риски сотрудников
Странно, но в проекте не обозначены преференции для сотрудников. Можно ли, например, подтвердив свою квалификацию, не проходить испытательный срок? Или – по каким основаниям отдел кадров может запросить такую оценку? По большому счету, это постановление работает на руку работодателям. Они получают возможность уволить работника по статье «несоответствие». Для этого компании не нужно запускать сложную процедуру, а достаточно привлечь независимую оценку квалификации. Других явных преимуществ нет. Видны только сомнения в высшем образовании и недоверие к знаниям сотрудников. Также, вероятно, оценка будет использована для усложнения процедуры повышения в должности и увеличения зарплаты. Для этого потребуется пройти экзамены на подтверждение квалификации. Причем, возможно, за свой счет.