Коронавирус продолжает вносить свои коррективы в работу бухгалтера. Как в бухгалтерском учете отражать субсидии и расходы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, разъяснил Минфин России в письме от 15 июля 2020 года № ПЗ-14/2020.
Расходы по обычным видам деятельности
К таковым относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
При этом по Трудовому кодексу одна из обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и нормальных условий труда, соответствующих государственным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
В связи с этим чиновники отмечают, что в качестве расходов по обычным видам деятельности организации подлежат учету, в частности, следующие расходы на обеспечение защитных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции:
- на оплату услуг по проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;
- на оплату услуг по дезинфекции рабочих помещений;
- на оплату услуг по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
- на оплату услуг по доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Если организация осуществляет защитные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), то такие расходы также нужно включить в состав расходов по обычным видам деятельности.
Что можно отнести на прочие расходы?
В соответствии с ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
К таким расходам можно отнести:
- заработная плата работникам за время нерабочих дней из-за коронавируса;
- оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;
- штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
- расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг, др.);
- расходы, связанные с осуществлением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекцией (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, др.).
Материально-производственные запасы
Формирование в бухгалтерском учете информации о приобретаемых МПЗ в связи с распространением коронавируса происходит в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Такими запасами могут быть:
- средства индивидуальной защиты – маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др.);
- санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления – дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др.;
- медицинские изделия для диагностики и лечения – аптечки, тесты, др.;
- дезинфицирующие средства (если такие объекты не подлежат бухгалтерскому учету в качестве основных средств).
Что отнести к основным средствам и нематериальным активам?
Объектами ОС могут быть (ПБУ 6/01 «Учет основных средств»):
- медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование;
- приборы;
- приспособления.
А к нематериальными активами могут быть права на программные средства, закупка (создание) которых связана с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации. Условие: если такие объекты подлежат бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).
Как учесть субсидии?
В соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» организация принимает бюджетные средства к бухучету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:
- есть уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- есть уверенность, что указанные средства будут получены.
Бюджетные средства, принятые к учету в соответствии с указанными условиями, отражаются как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат.
Как списать субсидию на текущие расходы | Как списать субсидию на финансирование капитальных затрат |
---|---|
Производят в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, относят на увеличение финансового результата. Если на момент получения субсидии часть расходов, на финансирование которых она предоставлена, ещё не осуществлены, неиспользованную сумму учитывают на счете 86 «Целевое финансирование» до несения соответствующих расходов. |
Списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат производится: · по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, · или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации. |
Некоммерческим организациям при формировании в учете информации о госпомощи нужно руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В частности, описанием счета 86 «Целевое финансирование».
Информацию о субсидиях организации должны раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. А некоммерческие организации – в отчете о целевом использовании средств.
Как учитывать бюджетные кредиты?
Бюджетные кредиты нужно отражать в бухучете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.
Освобождение от налогов
Минфин также отмечает, что сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за 2 квартал 2020, относят в уменьшение расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относят в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.