С 1 января 2022 года введены новые правила оформления и оплаты больничных, декретных, пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком, новый порядок формирования листков нетрудоспособности в электронном виде и новый перечень документов, которые должна передать в ФСС бухгалтерия работодателя.
Полный переход на электронные листки нетрудоспособности – главное событие по теме больничных в 2022 году. Но, переход на электронный формат не отменяет возложенной на работодателя обязанности собирать данные работников и передавать их в ФСС.
Обновленный порядок расчета больничных утвержден постановлением Правительства от 11.09.2021 № 1540.
Правила сбора фондом документов для выплаты пособий утверждены постановлением Правительство от 21.11.21 №2010 В постановлении определены документы, которые фонд получает от работодателя.
В след за этим постановлением Минздрав России приказом от 23.11.21 № 1089н утвердил порядок формирования электронных больничных и порядок взаимодействия работодателя и ФСС.
Где будут собраны сведения об электронных больничных
Сведения об открытии, продлении, закрытии, аннулировании электронного листка будут размещать медики в системе «Соцстрах». Из этой системы они будут поступать работодателю.
В свою очередь работодатель должен размещать в системе «Соцстрах» сведения, необходимые для расчета пособия по каждому больничному и подписывать их усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
На это ему отводится три рабочих дня с момента получения сообщения о закрытом листке нетрудоспособности.
Какие сведения бухгалтерия передает в ФСС
Получив информацию о больничном, бухгалтерия работодателя обязана в течение трех дней разместить в системе данные, необходимые для выплаты пособия:
- страховой стаж;
- суммы выплат и иных вознаграждений, которые были включены в облагаемую базу по взносам, с разбивкой по годам расчетного периода;
- районный коэффициент;
- размер сохраняемой зарплаты, если компания ввела простой;
- период отсутствия работника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;
- количество дней больничного, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком,
- периоды освобождения от работы с сохранением зарплаты, если взносы на нее не начислялись;
- заявления, например, на замену лет.
Если у работодателя нет этих документов, их нужно получить у работника.
Какие сведения нужны ФСС для расчета больничного и пособия по беременности и родам
Пособие с 1 января 2021 года выплачивается не работодателем, а непосредственно территориальным органом ФСС. Деньги перечисляются на лицевой счет застрахованного работника.
Для оплаты больничного ФСС нужны:
- страховой стаж на день наступления временной нетрудоспособности;
- суммы выплат и иных вознаграждений, которые были включены в облагаемую базу по взносам, с разбивкой по годам расчетного периода;
- продолжительность рабочего времени (полное/неполное);
- районный коэффициент.
Для выплаты пособия по беременности и родам, фонд может запросить:
- размер заработной платы;
- дату начала отпуска по беременности и родам;
- страховой стаж на дату начала отпуска;
- исключаемые периоды, по которым взносы не начислялись: временная нетрудоспособность, декреты, отпуск по уходу за ребенком и проч.;
- заявление от сотрудницы на замену календарных лет;
- иные данные.
Информацию о факте рождения ребенка фонд получит из информационной системы ЗАГСа.
Сведения, необходимые ФСС, для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка
С 2022 года ФСС будет в автоматическом режиме начислять пособие при рождении ребенка после того, как электронный больничный поликлиника или больница загрузят единую информационную систему Фонда социального страхования «Соцстрах».
Данные о рождении ребенка ФСС будет получать из информационной системы ЗАГС. Работодателю не нужно требовать от работника свидетельство о рождении ребенка и передавать его в фонд, как это было ранее.
ФСС вправе запросить у работодателя данные о районном коэффициенте. Работодатель должен сообщить его не позднее двух рабочих дней с момента получения запроса.
Сведения в ФСС для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
На выплату ежемесячного пособия работник должен написать заявление на имя директора организации, в которой работает, и подать его вместе с заявлением об отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Бухгалтерии работодателя нужно в течение трех дней, после подачи заявления, направить в ФСС сведения, подписанные УКЭП:
- даты начала и окончания отпуска по уходу за ребенком;
- заявление работницы на замену календарных лет (есть есть);
- продолжительность рабочего времени (полный либо неполный рабочий день);
- суммы выплат и иных вознаграждений, которые были включены в облагаемую базу по взносам, с разбивкой по годам расчетного периода;
- данные о районном коэффициенте;
- исключаемые периоды (когда взносы не начислялись): временная нетрудоспособность, декрет, отпуск по уходу за ребенком и проч.
Если ФСС запросит дополнительные сведения, бухгалтерии нужно уложится в 2 дня.