С 1 июля 2017 года действуют два формата больничного: на бумажном носителе и в электронном виде. В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 86¬ФЗ медицинские организации всех регионов вправе оформлять больничные листки в электронном виде.
Электронный лист практически ничем не отличается от бумажного. Это тот же привычный больничный, только в виде электронного документа. Он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Выписать электронный больничный могут только медучреждения, подключенные к Медицинской информационной системе. Если и клиника, и работодатель участвуют в электронном обмене, сотрудник сможет решить, какой бюллетень брать — бумажный или электронный.
Реквизиты электронного больничного
Обязательными реквизитами электронного листка нетрудоспособности являются все реквизиты «бумажного» больничного, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н. Это, в частности, сведения, содержащие ИНН и СНИЛС сотрудника, название работодателя, сведения о среднем заработке для исчисления пособия, подписи врачей, подписи председателя врачебной комиссии и главного врача медицинской организации, если листок выдан более чем на 15 дней, и др.
Больничный лист в электронном виде оформляется с письменного согласия пациента. Данные электронного больничного заносятся в специальную базу ФСС России, которая доступна и работодателям. В то же время электронный больничный проще заполнять, не требуется следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати и т. д. Подделать такой больничный невозможно, так как он идет по защищенным каналам связи и подписывается цифровой подписью медучреждения и врача.
Как только врач закрывает больничный, информация об этом поступает в отделение ФСС и по месту работы пациента.
Гражданину сообщается номер электронного больничного, с которым он идет в бухгалтерию. Работодатель видит в базе название медучреждения, номер и дату выдачи листа, дни болезни, Ф. И. О. работника. Бухгалтер вводит номер больничного листа в базу данных, узнает нужную информацию для начисления пособия, начисляет и выдает пособие по такому листу как и по обычному больничному.
Что нужно для работы с электронными больничными
Чтобы работать с электронными больничными листками, организации потребуется программное обеспечение и доступ к Интернету. На сайте ФСС РФ cabinets.fss.ru работодатель открывает личный кабинет. В нем можно получать уведомления о поступлении электронных больничных и в электронном виде заполнять раздел «Заполняется работодателем».
При помощи личного кабинета работодатель может:
— получать данные электронного листка нетрудоспособности, закрытого в медицинской организации;
— просматривать электронные листки нетрудоспособности и выводить их на печать;
— вводить сведения страхователя в существующие электронные листки нетрудоспособности, в т. ч. с количеством периодов нетрудоспособности более трех;
— экспортировать данные электронных листков нетрудоспособности в xmlфайл с возможностью последующей загрузки его в программное обеспечение для создания и подписания реестров для отправки в ФСС;
— искать и просматривать поданные в ФСС реестры листков нетрудоспособности;
— искать (по Ф. И. О., СНИЛС и статусу пособия) и просматривать пособия, выплаченные ФСС в рамках прямых выплат;
— просматривать журнал обмена данными между страхователем и ФСС, с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xmlфайл;
— просматривать и выгружать в xmlфайл (для дальнейшей обработки в программном обеспечении) список ошибок при проверке реестра и пособий;
-формировать обращения в ФСС (в части прямых выплат), с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса;
— просматривать извещения, сформированные ФСС при работе с реестром и пособиями;
— подавать заявки на запись на прием в региональное отделение ФСС (консультации в части прямых выплат).
Читайте также «Пособие по временной нетрудоспособности: начисление и удержание НДФЛ»