Несмотря на то, что многие работники отказались от бумажных трудовых книжек, а у тех, кто трудоустроился после 2021 года, их вообще никогда не будет, исправление ошибок, допущенных при оформлении этого документа, по-прежнему актуально. Как исправить такие ошибки? Кто это должен делать? Расскажем в этой статье.
Ошибки в трудовой книжке: кто должен их исправлять?
Исправлением неточностей и неправильных сведений в трудовой книжке должен заниматься работодатель, который их внес. Но в некоторых случаях допустимо, если корректировки внесет другой работодатель. В соответствии с п. 30 гл. 5 Приложения №2 к Приказу Минтруда РФ №320н от 19.05.2021 вот эти случаи:
- Если компании-работодателя, допустившего ошибку, больше не существует. При этом важно, каким образом прекратила существование компания. Если она была реорганизована, ошибку должен исправить правопреемник. Если же состоялась ликвидация, то исправления должен внести новый работодатель.
- Если работник трудился на ИП, который прекратил свою деятельность.
Какие бывают ошибки?
В зависимости от того, в каком разделе трудовой книжки допущена ошибка, их можно разделить на:
- Ошибки на первой странице (титульном листе). Например, неправильно указаны ФИО или другие персональные данные работника, сведения о его образовании;
- Ошибки в основной части трудовой книжки (неверно указано название организации, проставлен штамп другой организации, написали не то основание увольнения, не ту должность);
- Ошибки в других разделах (например, в сведениях о награждении работника).
Какие неточности не требуют исправления?
Если неверно внесенные данные не влияют на возможность подтверждения стажа работника, их можно не исправлять. Например, это могут быть следующие ошибки:
- суть записи соответствует действительности, но внесена она не в ту графу;
- прописали буквами то, что должно быть написано цифрами (допустим, дату);
- орфографические ошибки. Если они могут привести к неправильному исчислению стажа для начисления пенсии, то исправлять их надо, но если они на это не влияют, то можно оставить как есть.
Примером орфографической ошибки, которая может повлиять на исчисление стажа, может служить неправильное указание названия компании, в которой работал работник.
В качестве примера ошибки, которая не должна повлиять на процесс исчисления стажа, можно привести орфографическую ошибку, допущенную при указании должности – «юрисТконсульт» вместо «юрисконсульт» и т.п.
Как исправить ошибку?
Правила заполнения трудовых книжек, в том числе исправления ошибок в них, подробно изложены в Приказе Минтруда РФ №320н от 19.05.2021. Вот основные из них:
- исправление личных данных работника на первой странице. Неправильные данные нужно зачеркнуть одной чертой, а соответствующие действительности записать в той же строке. Если места в строке нет, надо надписать их сверху.
Кроме того, на внутренней стороне обложки трудовой книжки следует указать реквизиты документа, на основании которого внесены изменения.
Если речь идет о сведениях об образовании и специальности, то их зачеркивать запрещено. Для исправления нужно вписать верные данные в свободной строке или через запятую, если свободных строчек не осталось;
- ошибка в названии работодателя. Исправляется отдельной записью, имеющей порядковый номер и дату. Далее следует написать, что такую-то запись следует считать недействительной, и указать верное наименование компании;
- если проставлен не тот штамп, это тоже нужно исправить способом, аналогичным указанному в предыдущем пункте – поставить порядковый номер записи, внести дату, написать, что штамп с таким-то наименованием считать недействительным, проставить нужный штамп.
- ошибка в записи об увольнении исправляется посредством новой записи, имеющей порядковый номер и дату. Далее следует написать, что запись за номером таким-то недействительна, трудовой договор расторгнут на основании… (указать статью). Если запись исправляется после восстановления на работе, то после сведений о недействительности предыдущей записи нужно написать фразу о том, что работник «восстановлен в прежней должности». При этом обязательно надо указать, на основании какого документа внесена соответствующая запись (например, проставить реквизиты приказа).
- несколько ошибок допускается исправить одной записью. Например, указать, что записи за №№ такими-то недействительны.
В статье использованы фото с сайта freepik.com