Чем заменить утерянный больничный?

Автор: | 27.11.2018

Чем заменить утерянный больничный?

Вряд ли найдется бухгалтер, который хоть раз не столкнулся с проблемой потери больничного листа. Как в этом случае возместить расходы и какие документы нужно представить в ФСС, читайте в нашей статье.

Самый лучший способ подтвердить утерянный больничный – получить его дубликат. Если бухгалтер потерял больничный лист сотрудника, то восстанавливать документ придется бухгалтерии.

Для этого можно обратиться в территориальное подразделение Минздрава России с заявлением в произвольной форме о выдаче дубликата листка нетрудоспособности. Если сотрудник сам потерял документ, работник бухгалтерии может попросить его получить дубликат листка нетрудоспособности в своем медучреждении.

Но на практике не всегда удается получить дубликат. В основном из-за того, что утеря больничного листка работодателем не является основанием для оформления дубликата. Это установлено в пунктах 56, 57 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н и подтверждено в письме ФСС России от 17 июля 2013 года № 15-03-11/12-7761. Кроме того, сотрудник не обязан восстанавливать утерянный работодателем больничный листок. А если он сам потерял документ и обратится за дубликатом, вероятность того, что ему откажут, очень высока.

Когда нет больничного и нет дубликата, ФСС вправе не принять к зачету расходы на выплату пособия. И тогда право зачесть расходы по утерянным листкам нетрудоспособности приходится отстаивать в суде.

До недавнего времени имелось немало судебных решений с противоположными результатами. Некоторые судьи указывали, что расходы на выплату пособий можно подтвердить не только больничным листком или его дубликатом, но и иными документами.

Обратите внимание

На практике не всегда удается получить дубликат больничного листа. В основном из-за того, что утеря листка нетрудоспособности работодателем не является основанием для оформления дубликата.

К примеру, справками и письмами из медучреждений, в которых есть сведения о выданных больничных листках, или расчетами пособий по временной нетрудоспособности, копиями корешков листков временной нетрудоспособности.

Но были и противоположные решения судей, которые считали, что обязательным документом, подтверждающим наступление страхового случая, является листок нетрудоспособности либо его дубликат. Соответственно, при отсутствии больничных или их дубликатов пособия по временной нетрудоспособности к зачету не принимаются.

Конец этим разным судебным решениям положил Верховный суд.

Читайте также «Больничный утерян: чем подтвердить правомерность выплат?»

Определение ВС

В конце сентября вышло Определение Верховного суда РФ от 27 августа 2018 года № 307-КГ18-14530, из которого следует, что если работодатель потерял листок нетрудоспособности, то факт болезни можно подтвердить другими документами. Это могут быть, например, справки из медицинских учреждений; копии корешков больничных.

В письмах из медучреждений должны быть сведения о выданных листах нетрудоспособности с указанием их серий и номеров, Ф. И. О. работников, периодов нетрудоспособности. Информация, которая содержится в письмах, должна позволять установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, факт наступления страхового случая, а также периоды временной нетрудоспособности.

Верховный суд РФ установил, что так как в действующем законодательстве не предусмотрена повторная выдача больничных листов взамен утраченных, то правомерность произведенных расходов можно подтвердить иными документами. И утрата оригиналов листков временной нетрудоспособности сама по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов на выплату пособий.


Читать оригинал