Бумажные трудовые постепенно уходят в прошлое. Молодое поколение, которое совсем не почитает бумажную корочку, активно переходит на электронные трудовые. Все, казалось бы идет по плану, к полной цифровизации. Но, не тут-то было. Минтруд разрабатывает новые правила ведения бумажных трудовых.
С 1 января 2021 года бумажные трудовые книжки впервые вышедшим на работу вообще не заводятся.
Новые правила и новые книжки появятся через 2 года. На вопрос многих: зачем это? Минтруд ответил: это для тех, кто не переходит на электронные трудовые книжки, или прежняя трудовая книжка потерялась или пришла в негодность.
Минтруд предупреждал
Ранее Минтруд предупреждал, что будет менять действующие правила ведения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, а также инструкцию по заполнению трудовых книжек, утвержденную постановлением Минтруда от 10.12.2003 № 69. В обновленный порядок, по информации от Минтруда, войдут актуальные нормы, а устаревшие и избыточные требования будут упразднены.
Новая форма трудовой книжки
Новая форма бумажной трудовой книжки должна появится с 1 января 2023 года. Так, что времени еще много.
В новой трудовой книжке останутся все сведения о работнике, которые есть и сейчас:
- фамилия, имя, отчество (при наличии),
- дата рождения,
- образование,
- профессия и специальность.
Новшество 1. По новым правилам запись о незаконченном образовании вноситься не будет.
Новшество 2. При внесении информации о высшем образовании, нужно будет указать категорию: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.
Новшество 3. В новой форме будет больше страниц для внесения сведений о работе. Странное решение с учетом роста популярности электронной трудовой.
Сейчас в трудовой книжке 10 разворотов со сведениями о работе и 10 — со сведениями о награждениях.
В новой трудовой книжке будет 14 разворотов о работе, и 7 — о награждениях.
Во вкладыше тоже меняется соотношение разворотов о работе и награждениях.
Заполнять трудовую книжку «от руки» необязательно
В новых правилах ведения трудовых книжек «узаконят» право организации проставлять штампы.
По действующим сейчас правилам Инструкции № 68, записи в трудовую книжку можно вносить только ручкой: перьевой, гелевой или шариковой.
Правда, многие давно уже вместо вписывания данных о компании, ставят в книжке штамп со всеми необходимыми реквизитами. Роструд разрешил это делать письмом 19.08.2015 № 1922-6-1.
Теперь, ставить штампы в трудовой книжке разрешать на официальном «высоком» уровне — пропишут в новых правилах.
Цитата из новых правил: записи могут быть полностью или частично произведены с использованием технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска штампа (печати).
Оформление вкладыша к трудовой книжке
Сейчас, при выдаче вкладыша в трудовой книжке ставится штамп и делается надписью «Выдан вкладыш» с указанием серии и номера вкладыша.
По новым правилам, эта надпись должна быть замена штампом.
В новом проекте Минтруд предусмотрел ситуацию, когда у сотрудника много вкладышей и информация о них уже не вмещается на титульный лист трудовой книжки.
В этом случае разрешается внести запись на титульный лист первого вкладыша.
Работники по-прежнему будут платить за новую трудовую книжку и вкладыш
При выдаче трудовой книжки или вкладыша организация взимает с работника плату за купленную ранее книжку.
Неоднократно предлагалось, отменить это правило. А если не отменить, то хотя бы сделать добровольным для работодателя, а не обязательным.
Не прошло. Работники, по-прежнему, должны возмещать организации затраты на покупку трудовых книжек и вкладышей.
Если сотрудник откажется платить, это не освободит работодателя от обязанности завести трудовую книжку и выдать ее при увольнении.
Сведения о дистанционной работе
Новый порядок ведения трудовых книжек устанавливает, что по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности могут быть внесены в его трудовую книжку.
Работники смогут будут вправе выслать работодателю свою трудовую книжку по почте заказным письмом с уведомлением.