
Предприятия, имеющие долги как перед государством, так и перед деловыми партнёрами, часто используют нестандартные способы уклонения от финансовой ответственности, балансируя на грани допустимого. В последнее время давление на таких «эквилибристов» усиливается, а гроза может обрушиться в июне с введением закона о расширении сферы субсидиальной ответственности.
Банкротство компаний — цивилизованный способ урегулирования ситуации, когда одной стороне нужны средства, а другой их нет возможности предоставить. При соблюдении закона этот сложный многоэтапный механизм хоть и с трудом, но функционирует. Тем не менее, как кредиторы, так и должники отмечают его неэффективность из-за длительности и высоких расходов.
Идеальные отношения всегда сложны, особенно когда речь идет о крупных суммах. Институт банкротства отражает проблемы всего общества, включая повсеместное недоверие.
Обратите внимание
Доказать личность фактического владельца и привлечь его к ответственности — задача сложная, требующая сотрудничества конкурсного кредитора, арбитражного управляющего и правоохранителей.
Федеральная налоговая служба полагает, что закон о банкротстве и судебная практика искривлены в пользу недобросовестных должников, главная цель которых – списать задолженности и исчезнуть из реестра. Представители неплатежеспособных компаний жалуются на сильный перекос в сторону защиты прав кредиторов, а у них нет возможности мирно управлять предпринимательскими рисками. Закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ, официально опубликованный 09.01.2017 и вступающий в силу 28.06.2017, формально призван обеспечить «баланс интересов».
Документ предназначен для настройки механизма банкротства, а не для улучшения взаимопонимания. Личные интересы останутся личными, но отстаивать их кому-то станет легче, а кому-то – сложнее. Основные изменения заключаются в следующем: недобросовестных бенефициаров можно будет привлекать к ответственности за долги компаний после конкурсного производства или даже при отсутствии средств на банкротство; также придется отвечать за брошенные фирмы-«однодневки». Кредиторы в лице госорганов будут активнее использовать возможности субсидиарной ответственности.