Традиционно с появлением нового вида отчетности возникают вопросы, касающиеся правил заполнения форм и отправки документов контролирующим ведомствам. В этом номере мы собрали последние разъяснения по СЗВ-ТД.
Итак, форма СЗВ-ТД – документ, который содержит в себе сведения о сотрудниках компании. Отчет новый, сдавать его бухгалтеры или представители кадровых служб начали только в этом году. Основание – переход России на новый формат трудовых книжек: прежние, бумажные документы постепенно уходят в прошлое, все данные о стаже сотрудников ведутся в электронном виде.
Введение нового отчета порождает множество вопросов от компаний, на некоторые из них чиновники отвечают в письмах. Расскажем о последних разъяснениях.
Отчетность на директора
Если в компании работает один человек, он же учредитель предприятия, нужно ли в таком случае сдавать отчет? Ответ на этот вопрос дал Минтруд России в письме от 24 марта 2020 года № 14-2/В-293. Нет, не нужно, считают в министерстве.
Дело в том, что на единственного учредителя и директора компании не распространяются нормы трудового законодательства, определенные в статье 43 ТК РФ, такое ограничение действует в силу статьи 273 Трудового кодекса.
Минтруд России в своем письме объясняет:
В частности, Кодекс не регулирует данные отношения, если руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.
Учредитель компании не может подписать сам с собой трудовой договор, выступая одновременно и работодателем, и работником.
В письме уточняется:
На отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется.
Следовательно, раз нет трудовых отношений, то и подавать СЗВ-ТД на директора и единственного учредителя не нужно.
Штрафной отчет
ОПФР по Москве и Московской области в начале апреля напомнило работодателям о размере штрафа за нарушения в сдаче СЗВ-ТД. В письме от 8 апреля 2020 года № 08/10914 чиновники отметили, что сдавать бумажный отчет могут только те компании, в которых в отчетном месяце работало менее 25 сотрудников. Если на предприятии трудилось 25 и больше работников, нужно подготовить и направить документ в электронном виде. Таковы требования пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ. В случае нарушения компании грозит штраф в размере 1000 рублей.
Без права на должность
Суд своим решением запретил сотруднику занимать конкретную должность. Информация о таком решении арбитров должна найти свое отражение в отчете СЗВ-ТД. Но на каком основании и как это сделать правильно? Ответ на эти вопросы дал Минтруд России в письмах от 5 марта 2020 года № 14-0/10/В-1703 и от 5 марта 2020 года № 14-0/10/В-1704.
В своем разъяснении ведомство ссылается на Порядок заполнения СЗВ-ТД, документ утвержден Постановлением ПФР от 25 декабря 2019 года № 730п. Минтруд России объяснил, как правильно заполнять СЗВ-ТД.
В графе 3 «Сведения о приеме, переводе, увольнении» СЗВ-ТД можно написать: «Запрет занимать должность (вид деятельности)».
В графе 4 документа «Трудовая функция, должность…» нужно указать, какую именно должность (какой вид деятельности) сотрудник не может занимать и в течение какого периода.
В графах 7 «Наименование документа», 8 «Дата», 9 «Номер документа» нужно указать данные документов, на основании которых сотрудник лишен возможности занимать определенную должность (вид деятельности).
Далее ведомство напомнило, что в соответствии со статей 47 Уголовного кодекса и пунктом 4 части 1 статьи 83 и абзацем вторым части 1 статьи 84 Трудового кодекса внесение указанной записи осуществляется при прекращении трудового договора.
Таким образом, резюмировали в ведомстве, данные о запрете занимать должность или заниматься определенным видом деятельности должны быть включены в СЗВ-ТД «только в случае увольнения работника по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 83 или абзацем вторым части 1 статьи 84 [Трудового] Кодекса, с одновременным представлением соответствующей информации об увольнении работника».
Данные о совместителях
Заполняя СЗВ-ТД, бухгалтеры часто задают вопрос, как заполнить форму в отношении сотрудников, работающих по совместительству, ведь их трудовая книжка находится у работодателя, который считается основным. Ответ на этот вопрос дал Пенсионный фонд в письме от 5 марта 2020 года № В-6181-19/10665-20.
В соответствии с порядком формы отчета, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2019 года № 730п, информация о совместителях является обязательной для заполнения. В связи с этим, отметили в ПФР, графа 4 табличной части формы отчета должна содержать данные о том, что работник трудится по совместительству.
В Пенсионном фонде отметили:
Отметка в строке о поданном работодателю заявлении о продолжении ведения трудовой книжки либо заявлении о представлении сведений о трудовой деятельности не заполняется.
Продолжая тему совместительства, стоит упомянуть еще один документ: письмо Минтруда России от 25 марта 2020 года № 14-2/В-308. В нем ведомство коснулось вопроса перевода совместится на основную работу в штат. По логике законодательства, увольнение с основного места работы не аннулирует второй договор совместительства, увольнение, отметили в министерстве, не переводит второго работодателя в статус основного автоматически.
Чтобы внешний совместитель перешел работать в штат предприятия, стороны должны заключить и подписать дополнительное соглашение к уже действующему договору совместительства, в котором будет указано, что этот работодатель теперь является основным.
В министерстве резюмировали:
В случае если заключено дополнительное соглашение к трудовому договору с внесением изменений условий трудового договора, то кадровое мероприятие оформляется в виде перевода с работы по совместительству на основную работу у конкретного работодателя.
И обратили внимание:
В случае увольнения работника с основного места работы и заключения нового трудового договора, то кадровые мероприятия в форме СЗВ-ТД нужно отразить в виде увольнения с работы по совместительству и приема на основную работу у конкретного работодателя.