Правительство страны продолжает принимать меры по спасению бизнеса. Одной из таких мер стало получение субсидий. Компании обращаются в налоговую инспекцию за средствами, ФНС отчитывается, что деньги предприниматели получают. У некоторых специалистов учета возникает вопрос: что делать после того, как средства были получены, как их правильно учесть и нужно ли с этих сумм платить налоги?
На данный момент государственные меры для поддержки бизнеса выглядят так:
- налоговые каникулы,
- безвозмездная помощь на зарплаты,
- кредитные каникулы,
- мораторий на банкротство,
- арендные каникулы,
- продление лицензий,
- ограничение проверок.
Это далеко не полный список уже разработанных и внедренных инструментов поддержки компаний. Вероятнее всего, в скором будущем нас ожидают дополнительные меры.
Одним из наиболее значимых способов помощи коммерсантам является выделение государственной субсидии. Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и индивидуальным предпринимателям. Размер помощи составляет 12 130 рублей на каждую штатную единицу, и при значительном количестве сотрудников в организации сумма может оказаться довольно существенной.
И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет этих средств.
Положение об учете
Субсидия по своей сути является государственной помощью в соответствии с ПБУ 13⁄2 000 «Учет государственной помощи». А значит, бухгалтерский учет таких средств нужно вести по правилами, закрепленными в этом положении. Так, при получении субсидии бухгалтеру нужно сделать следующие проводки:
- Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 86 «Целевое финансирование».
И в случае, если компания считает, что ей компенсировали уже понесенные расходы, можно сразу же оформить бухгалтерскую проводку:
- Дебет 86 «Целевое финансирова ние» Кредит 91.01 «Прочие доходы» на всю полученную сумму.
Обратите внимание, на профильных ресурсах время от времени встречается утверждение, что деньги от государства поступают непосредственно на счета сотрудников. Но это не так. Средства, выделяемые в рамках этой программы господдержки компаний, предназначаются именно предприятию, а не его работникам.
Вопросы применения
В заключение ответим на несколько вопросов, которые нередко можно увидеть в Сети.
Нужно ли платить налоги с полученной от государства суммы?
Нет, делать этого не нужно. Таких требований российское налоговое законодательство не содержит.
Что касается целевого использования полученной помощи, то эти деньги предназначены для частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Так что выплату можно тратить на любые цели, связанные с деятельностью фирмы. Обязанность израсходовать всю сумму или ее часть именно на выплату заработной платы не установлена.
Обратите внимание: претенденты на субсидии должны соответствовать специальным критериям.
- Фирма должна числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.
- Указанный в ЕГРЮЛ основной код вида экономической деятельности (ОКВЭД) должен быть включен в определенный правительством перечень наиболее пострадавших отраслей (постановления № 434, 479, 540).
- Компания не должна находиться в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства и не должна иметь недоимки по налогам и страховым взносам больше 3 000 рублей без учета пени и штрафов по состоянию на 1 марта 2020 года.
- И главное – работодатель должен сохранить штат компании, а именно не увольнять более 10 % сотрудников, то есть численность сотрудников в месяце, за который выдана субсидия, должна составлять не менее 90 % от этого показателя в марте.