Кто и как должен проводить аудит бухотчетности за 2015 год

Автор: | 22.04.2016

Кто и как должен проводить аудит бухотчетности за 2015 год

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской отчетности организации. В статье мы расскажем, когда проводить такую ревизию и какие фирмы подпадают под аудит. Также разберемся, куда сдавать аудиторское заключение и что будет за игнорирование данной обязанности.

В законодательстве нет четких сроков, когда проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Раз отчетность годовая, логично проверять ее после окончания года и до того, как баланс и другие формы утвердят собственники компании. Происходит это на очередном ежегодном собрании участников (акционеров). Так, ООО проводят такое мероприятие в марте-апреле года, следующего за истекшим отчетным периодом. АО проводят собрание акционеров в период с марта по июнь (ст. 34 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.2014 № 208-ФЗ).

При этом сдать бухотчетность в ИФНС и отделение статистики надо не позднее трех месяцев по окончании года. То есть за 2015 год следовало представить отчетность в эти ведомства до 31 марта 2016 года включительно (подп. 5. п. 1 ст. 23 НК, ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Причем сдать отчетность можно было и не утвержденную собственниками организации. Главное – уложиться в срок.

Когда обязательно проводить аудит и кто это делает

Давайте разберемся, какие организации подпадают под обязательный аудит. В частности, проводить его должны любые акцио­нерные общества (как публичные, так и непубличные), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

Также аудит обязателен, если фирма публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда). Тоже самое касается компаний с объемом выручки за предшествующий отчетному год свыше 400 млн рублей. Обязательно проводить аудит и организациям, у которых сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Обратите внимание

ГУПы, МУПы, государственные корпорации и компании заключать договоры на проведение аудита могут только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Полный перечень случаев обязательного аудита в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Имеет смысл дополнительно заглянуть в сводную таблицу Минфина России (размещена на официальном сайте ведомства) с полным перечнем случаев обязательного аудита бухотчетности за 2015 год. Вдобавок в таблице указаны: вид аудируемой отчетности и возможные проверяющие.

А кто может проводить обязательный аудит? Это вправе делать как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Однако в некоторых случаях поручить обязательный аудит можно исключительно аудиторской компании. Например, это актуально для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Аналогичное требование действует для банков, страховых компаний, государственных корпораций и фирм с долей госсобственности не менее 25 процентов. Так предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

При выборе аудитора убедитесь, что он является членом саморегулируемой организации аудиторов. Для этого запросите у потенциального ревизора документы о членстве в СРО. Нелишне будет и заглянуть на сайт Минфина России – информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО, приведена в разделе «Аудиторская деятельность».

Еще один момент. Аудитор должен быть независимым по отношению к вашей компании. В частности, если аудитор восстанавливал учет, он не вправе проверять отчетность. Полный перечень запретов на проведение аудита приведен в части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Кстати, если подпадающая под обязательный аудит бухгалтерская отчетность публикуется, вместе с ней придется опубликовать и аудиторское заключение. Такое правило закреплено в части 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Принципы аудита и составления заключения

Базовые принципы аудита установлены Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Также принципы аудита изложены в стандартах ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Эти документы являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Также при проверке отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями Минфина России.

Теперь про аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором подробно описаны результаты проверки. Заключение предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности. В документе может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухотчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

Обратите внимание

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и проводить внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудитор признал отчетность достоверной (то есть в балансе, отчете о финрезультатах и других формах отражено правдивое положение фирмы), он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает, если на основании получен­ных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения. Аналогичный результат будет, когда аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Более того, модифицированное мнение делится на три категории. Рассмотрим их в порядке ужесточения, если можно так выразиться.

Вариант № 1. Мнение с оговоркой

Таковым мнение будет, если получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным. Но это не затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Также мнение с оговоркой аудитор озвучит, если у него отсутствует возможность получить достаточные аудиторские доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затра­гивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вариант № 2. Отказ от выражения мнения

Аудитор должен отказаться выражать мнение, если у него нет возможности получить достаточные доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор считает, что влияние необнаруженных искажений существенно и затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Вариант № 3. Отрицательное мнение

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов.

Все это предусмотрено пунктами 1, 13, 15, 16 ФСАД 1/2010.

По результатам аудита могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности аудиторы описывают в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники проверяемой организации должны исправить ошибки. Если аудируемая компания отказывается устранить нарушения, аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Куда сдавать аудиторское заключение

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, сдать документ одновременно с бухгалтерской отчетности. Во-вторых, представить документ отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Конечно, эта дата может оказаться раньше 31 марта (срок сдачи бухотчетности). Поэтому законодатели прописали самый крайний срок сдачи аудиторского заключения – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Таковы требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Обратите внимание

Организации, которые подпадают под обязательный аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Будьте внимательны – если проигнорировать обязанность по сдаче в Росстат аудиторского заключения (равно как и сдать его с опозданием), будет административный штраф по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А именно, руководителя компании как должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей, а саму организацию накажут на сумму от 3000 до 5000 рублей. Об этом предупреждает Росстат в письме от 16.02.2016  № 13-13-2/28-СМИ.

А вот в налоговую инспекцию подавать аудиторское заключение не нужно. Ведь этот документ не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545).

Возможен ли добровольный аудит

Помимо обязательного бывает еще и добровольный аудит. Его проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходима информация о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Давайте разберемся, может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации.

Важна организационно-правовой форма компании. В ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом отдельный участник вправе инициировать проверку, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При таком раскладе решение общего собрания не нужно (подп. 10 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, постановление ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07).

В акционерных обществах ситуация немного иная. Выбирает аудитора общее собрание акционеров, а определяет размер оплаты совет директоров или наблюдательный совет. Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 2 ст. 86, п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Как учесть расходы на аудит

В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключение – малое предприятие ведет бухучет кассовым методом. В таком случае как выручку, так и все расходы (в т. ч. на аудиторские услуги) признают по мере оплаты.

Проводки такие:

ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 60 (76)
– отражены расходы на аудиторские услуги.

Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) является плательщиком НДС, входной НДС отразите проводкой:

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 (76)
– учтен предъявленный НДС.

Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты на отдельном субсчете счета 75 (например, 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям»). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

ДЕБЕТ 84 (26, 44)   КРЕДИТ 75-3
– отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это касается как обязательного, так и добровольного аудита.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

  • в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;
  • в последний день отчетного (налогового) периода;
  • на дату предъявления акта об оказании услуг.

Об этом сказано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Фирмы на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть расходы на аудит по общим правилам. То есть услуги должны быть оказаны и оплачены (подп 15 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый консультант Тамара Петрухина


Читать оригинал

Раздел: ИП