Когда вопрос о продаже бизнеса решен, перед владельцем возникает дилемма: продавать самому или воспользоваться услугами специальных агентств? О том, как сделать правильный выбор, рассказал Салимхан Ахмедов, к. ю. н., управляющий партнер юридической компании LANS ALLIANS.
Чтобы принять решение о необходимости посредника, нужно оценить, насколько специфическую нишу на рынке занимает компания, насколько она велика.
Размер вознаграждения агентства составляет, как правило, от 2 до 15 процентов от суммы сделки. Специалисты таких компаний имеют не только опыт проведения подобных операций, но и наработанную базу потенциальных покупателей. Самостоятельно заниматься продажей стоит только в том случае, если размеры бизнеса невелики, а владелец уверен, что сможет наилучшим образом подготовить компанию к продаже.
Продажа бизнеса – это целый комплекс мероприятий и мер, реализация которых требует привлечения самых разных специалистов, от юристов и бухгалтеров до маркетологов и независимых оценщиков. По мнению специалистов, рынок купли-продажи компаний в России все еще формируется, определенной ценовой политики нет, поэтому многое зависит от того, насколько хорошо проведена предпродажная подготовка и каким образом ведется поиск потенциальных покупателей.
Предпродажная подготовка
На этапе предпродажной подготовки необходимо провести тщательную ревизию документов. Качество, полнота предоставленных бумаг, а также наличие независимой оценки стоимости бизнеса – это те факторы, которые могут оказаться решающими для потенциального покупателя.
Перед продажей бизнеса понадобится подготовить такие документы:
- договоры с контрагентами (нужно пересмотреть действующие, расторгнуть лишние и неработающие, при необходимости перезаключить важные);
- актуальную оценку рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков;
- аудиторское заключение о стоимости бизнеса и анализ хозяйственного состояния дел, который будет включать перечень производимых товаров и оказываемых услуг, занимаемую долю рынка, положение дел у ближайших конкурентов, бизнес-план на среднесрочную перспективу и так далее;
- бухгалтерский баланс и его копию.
Потенциальные покупатели
После этого необходимо определить круг потенциальных покупателей. Ими могут быть: ближайшие конкуренты, поставщики, клиенты, работающие в том же сегменте рынка, инвестиционные компании, корпорации, иностранные фирмы. Очень важно постараться понять и оценить мотивы каждого потенциального покупателя. От этого будет зависеть не только итоговая сумма сделки, но и дальнейшая судьба бизнеса. Если инвестиционные компании заинтересованы в приобретении недооцененного бизнеса, имеющего потенциал роста, то конкуренты скорее всего захотят поглотить или даже разорить приобретаемую ими компанию.
Иностранных покупателей, как правило, больше всего интересует недвижимость и земельные участки, принадлежащие бизнесу.
Так стоит ли обращаться за помощью в агентство или можно заниматься продажей бизнеса лично? Отвечая на этот вопрос приведу один важный аргумент: большое число компаний продаются по цене намного ниже их реальной стоимости только потому, что владельцы не в состоянии верно оценить свой бизнес и грамотно подготовить его к продаже.
Помочь в решении этих вопросов, а также в поиске потенциальных покупателей помогут специалисты агентств, имеющие за плечами опыт успешных сделок по продаже бизнеса.
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>