Бизнес 30 лет спустя

Автор:

Прошлым осенью опросили представителей старшего поколения предпринимателей — тех, кто начинал компании в начале 1990-х — и молодых коммерсантов, работающих сейчас. Результаты исследования отражают настроение в деловом мире.

С октября по ноябрь текущего года PwC и НАФИ провели исследование с участием 1001 респондента из крупного, среднего и малого бизнеса. В опросе участвовали две группы предпринимателей – те, кому на момент распада СССР было около 30 лет, и те, кто родился в это время и сейчас приближается к 30 годам.

Оценка прошлого и настоящего

Оба поколения предпринимателей сходятся во мнении о том, что ведение бизнеса в начале 1990-х годов было сложной задачей. Старшее поколение предпринимателей относится к этому периоду более скептически: 70 % респондентов считают, что вести бизнес было очень сложно. Вторая группа — молодые представители бизнес-сообщества – более оптимистична. Тем не менее, больше половины опрошенных – 54 % – согласны со своими старшими коллегами.

Разногласия между поколениями возникли при обсуждении трудности ведения бизнеса в прошлом и настоящем. Взгляды старшего поколения предпринимателей свидетельствуют о том, что современные реалии отличаются от ситуации начала 1990-х годов. Бизнес теперь легче вести. – 50 процентов голосов. Новые предприниматели ответили иначе: лишь 38 процентов согласились, что сегодня работать стало легче. Больше половины молодых бизнесменов считают, что управлять компанией сегодня сложнее (55 процентов).

Слабые и сильные стороны

Исследователи спрашивали предпринимателей о причинах ответов на вопрос о сложности ведения бизнеса. Кто считает, что в России сейчас легче заниматься бизнесом, приводит следующие причины: доступность услуг и прозрачность схем (45%). Другие причины – отсутствие криминала (18 %), больше возможностей (18 %), поддержка бизнеса (12 %), кредиты и налоговые льготы (по 6 %).

Высказавшие мнение о ухудшении ситуации с ведением бизнеса по сравнению с началом 1990-х годов, были попрошены объяснить причину. Самым популярным ответом стали высокие налоги (30%). На втором месте административные барьеры (24%), ограничивающие законы (14%), отсутствие поддержки государства (10%), сокращение покупательной способности и бюрократия (по 8%), высокие ставки по кредитам (7%), коррупция (6%).

На графике 1 представлено ваше мнение о том, легче ли или труднее весть бизнес в России по сравнению с началом 1990-х годов.

Бизнесмены начала 1990-х годов

  • 39
  • 59
  • 2

Современные молодые предприниматели

  1. 55
  2. 38
  3. 7

Сложнее; Легче; Затрудняюсь ответить.

Общий тренд

80 % респондентов считают увеличение конкуренции положительным фактором для ведения бизнеса, 64 % обратили внимание на лёгкость процедуры открытия компании. До 55 % коммерсантов назвали стабильность государственной власти и доступность кредитов преимуществами.

Большинство респондентов (90 %) отметили увеличение цен на топливо и электроэнергию, а 46 % – снижение квалификации работников.

38 процентов участников опроса зафиксировали рост коррупции в связях компаний с властями, 30 процентов считают, что ситуация остаётся прежней, а 24 процента предпринимателей уверены, что произошли позитивные изменения.

За последние тридцать лет бизнес активно развивается, и женщины всё активнее участвуют в этом процессе. Семьдесят семь процентов респондентов считают, что в стране стало больше возможностей для ведения собственного бизнеса для женщин.

Оценка рисков

Исследователи попросили предпринимателей начала и конца 1990-х годов оценить риски прошлого и настоящего. Большинство из старшего поколения назвали главным риском убийство предпринимателя (82 %), физическое насилие – 80 %, угрозу безопасности бизнеса – 75 %.

Современные предприниматели по-иному оценивают риски. Самым значительным признаётся потеря деловой репутации, опасаются этого 56% опрошенных, тюремного заключения – 48% молодых коммерсантов, а вынужденной эмиграции – 37%.

Роль государства

Каково значение участия государства в росте предпринимательства? власти регулируют бизнесРазные торговые поколения отвечали на него по-разному.

68% опрошенных считают, что компаниям нужно предоставить больше свободы. Среди старших предпринимателей согласие с тем, что государство слишком строго в регулировании, меньше половины – 48%. Среди более молодых собственников компаний положительно на этот вопрос ответили 74%.

В ответ на вопрос исследователей о мерах по развитию российского предпринимательства, самым частым ответом стало призыв к уменьшению государственного регулирования.

Двести два процента уверены, что развитие бизнеса возможно за счет снижения налогов. Четырнадцать процентов считают успех развития предпринимательства связанным с государственной поддержкой. Двадцать шесть процентов коммерсантов выбрали другой вариант ответа.

Каковы, по вашему мнению, условия для успешного развития бизнеса в России?

Ослабление регулирования со стороны государства

22

Снижение налогов

20

Господдержка

14

Кредиты на выгодных условиях

9

Улучшение качества знаний и навыков работников

6

Борьба с коррупцией и кумовством

6

Снятие санкций

4

Изменение регулирующей политики

4

Изменение законодательства в сфере предпринимательства

4

Снижение бюрократических и административных барьеров

3

Изменения в антимонопольном законодательстве

3

Рост благосостояния и покупательной способности граждан.

2

Другое

26

Затрудняюсь ответить

6

На 30 лет вперед

Участники исследования — предприниматели, выразили оптимизм по поводу будущего. На вопрос о том, как будет развиваться российский бизнес в ближайшие тридцать лет, 56% ответили, что он будет развиваться. 20% полагают, что ничего не изменится, а 19% считают, что бизнес в России деградирует.

Коммерсанты считают самыми перспективными для развития отрасли информационные технологии (87 %), энергетику (69 %) и торговлю (68 %).

Раздел: ИП