Власти продолжают оцифровывать государственные услуги. Минэкономразвития разработало проект закона, согласно которому «классические» лицензии будут отменены, разрешительная документация станет полностью цифровой, бумажный формат сменит выписка из соответствующего реестра. Вероника Федорова, консультант по бухгалтерским и налоговым вопросам компании ООО «ИК Ю-Софт», изучила предложения ведомства.
Минэкономразвития подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности». Последняя редакция законопроекта представлена по состоянию на 14 июня 2018 года.
Проект разработан для совершенствования лицензионной деятельности в России. Предполагается, что все подобные документы будут переведены в электронную форму и в будущем подтвердить право на осуществление компанией или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) станет возможно с помощью выписки из реестра, а не бумажных документов, выданных чиновниками.
Новый порядок подтверждения
Информирование о наличии лицензий предлагается подтверждать путем обращения к реестрам лицензий. Информация в них является открытой и общедоступной, так что запросить необходимые данные может любое заинтересованное лицо. Если же компании необходимо представить документ, то она сможет запросить выписку из соответствующего реестра, документ может быть представлен в электронном формате или на бумажном носителе. При этом за получение выписки из реестра лицензий в виде электронного документа предлагается не взимать государственную пошлину.
Аналогичная модель уже используется при предоставлении отдельных услуг в Росреестре, Федеральной налоговой службе, Росаккредитации и ряде других ведомств.
Похожий порядок применяется и при подтверждении права собственности на недвижимость. «Классические» документы на квадратные метры были отменены еще несколько лет назад, доказать свое владение недвижимым имуществом собственники могут выпиской из реестра.
Предлагаемый способ регулирования направлен на решение проблем издержек компаний – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также органов власти, при получении лицензий.
Бумажные лицензии очевидно морально устарели как формат, они множат бумажный документооборот, требуют нотариального заверения копий и, как следствие, у компаний растут издержки, а бизнес-процессы затягиваются.
Замена бумажных лицензий записями в реестре позволит полностью устранить эту проблему.
Процесс перехода
В случае принятия поправок процесс перехода к реестровой форме лицензирования должен завершиться к 2021 году. Уже с января 2019 года бумажную лицензию заменит выписка из реестра.
Документы, выданные до вступления в силу поправок, останутся действительными, но записи о них в реестре подлежат приведению в соответствие с новым законом до 1 января 2021 года.
Срок получения лицензии при принятии предлагаемого законопроекта не изменится. В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов лицензирующий орган после проведения проверки достоверности содержащихся в них сведений (в том числе проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям) должен принять решение о предоставлении лицензии или об отказе.
Читайте также «Электронные документы «не того формата» придется распечатать»
Прежний порядок
На сегодняшний день получить лицензию можно, обратившись в региональное управление лицензирующего органа. Они определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 957. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы можно направить в лицензирующий орган также в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Такой же порядок применяется при приеме заявления о переоформлении лицензии. В электронном виде можно направить и заявление о выдаче дубликата лицензии или ее копии, подписанное электронной подписью. Заявитель вправе направить в лицензирующий орган документы в электронном виде с помощью ТКС общего пользования, в том числе посредством Единого портала и региональных порталов госуслуг, а также официальных сайтов лицензирующих органов. При направлении документов необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Правила ее использования при обращении за получением государственных и муниципальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 года № 852.
С 1 июля 2012 года лицензия может предоставляться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Обратите внимание
В случае принятия поправок процесс перехода к реестровой форме лицензирования должен завершиться к 2021 году. Уже с января 2019 года бумажную лицензию заменит выписка из реестра. Документы, выданные до вступления в силу поправок, останутся действительными.
Если в заявлении о предоставлении лицензии указано на необходимость ее выдачи в форме электронного документа, то копия описи с отметкой о приеме заявления и прилагаемых к нему документов или же уведомление о необходимости устранения нарушений направляется соискателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, таким способом, который обеспечивает подтверждение доставки уведомления и его получения адресатом.
Такой же порядок применяется при приеме заявления о переоформлении лицензии.
Но на практике электронная лицензия мало используется. Так, по данным Минэкономразвития, в 2017 году было рассмотрено около 234 000 заявлений от компаний о предоставлении лицензий, включая выдачу или переоформление и выдачу дубликата. Из них только 7000 документов выданы в электронном виде.
На мой взгляд, отказ от бумажной формы в пользу записи в реестре упростит работу компаний и их взаимодействие с ревизорами и клиентами. Принятие проекта позволит упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании для юридических лиц и ИП, будут значительно снижены не только финансовые и временные затраты как предпринимателя, так и лицензирующего органа, но и коррупционные риски.