Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

Автор: | 14.05.2018

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

Законодательство требует от компаний уведомлять ревизоров о контролируемых сделках. Когда фирмы обязаны известить инспекторов о таких операциях, а когда этого делать не нужно? Елена Пшеничная, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», разобралась в двух сложных ситуациях.

Часто, совершая контролируемые сделки, бухгалтеры задаются вопросом: в каких случаях они должны уведомить налоговую инспекцию о такой операции – все ли сделки подпадают под требование законодательства об обязательном уведомлении или все-таки есть исключения?

Уведомление о сделке

Организация в 2011 году заключила процентный договор займа с нерезидентом (взаимозависимое лицо) сроком на 10 лет. В 2017 году период контракта был пересмотрен, и сумма займа была возвращена. Руководство фирмы волнует вопрос, обязана ли она подавать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам закона. НК РФ контролируемыми сделками признает операции между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Налогоплательщики обязаны уведомлять контролеров о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, при этом свое сообщение они должны подать не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор займа заключен в 2011 году. Следует отметить, что в общем порядке сделки по предоставлению займа, заключенные до 1 января 2012 года, но доходы (расходы) по которым признаются после этой даты, не признаются контролируемыми. Однако здесь важно то, что это правило работает только тогда, когда условия договора не менялись.

Обратите внимание

Контролируемыми внешнеторговыми сделками, как в рассматриваемой ситуации, в частности, являются операции с резидентами государств и территорий, включенных в специальный перечень, утвержденный Минфином (офшорные зоны), если сумма доходов по сделке превышает 60 млн рублей.

Если условия контракта были изменены после 1 января 2012 года, то сделки будут признаваться контролируемыми на общих основаниях по критериям статьи 105.14 НК РФ (ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», далее – Закон № 227-ФЗ).

Согласно позиции Минфина со ссылками на нормы ГК РФ, под изменением условий сделки по предоставлению займа следует понимать изменение существенных условий операции, совершенное в той же форме, что и сделка, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев оборота не вытекает иное. К таким условиям, резюмирует Минфин, можно отнести условия о размере процентов, начисляемых на сумму займа, и сроке возврата суммы займа (письмо от 10 марта 2017 г. № 03-12-11/1/13720). Согласны с мнением Минфина и высшие арбитры (Определение Верховного суда РФ от 17 января 2018 г. № 310-КГ17-13413 по делу № А08-114/2017).

Поэтому в рассматриваемом случае российская организация обязана подать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, то есть не позднее 20 мая 2018 года.

Не деловой партнер и не резидент

В ноябре 2016 года российская компания, работающая на ОСНО, заключила договор на оказание ею услуг в адрес не взаимозависимой иностранной организации – резидента Республики Маврикий, цена договора – 90 млн рублей (в том числе НДС). В декабре был получен аванс от иностранца. Услуги по контракту были оказаны в феврале 2017 года, подписан акт выполненных работ и перечислен остаток средств. У организации возникли вопросы: признается ли данная сделка контролируемой? Обязана ли была фирма подавать уведомление о контролируемых сделках за 2016 год?

Попробуем разобраться.

Сразу стоит отметить, что компании обязаны уведомлять контролеров о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

При этом контролируемыми внешнеторговыми сделками, как в рассматриваемой ситуации, в частности, являются операции с резидентами государств и территорий, включенных в специальный перечень, утвержденный Минфином (офшорные зоны), если сумма доходов по сделке превышает 60 млн рублей (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ, письмо ФНС России от 31 марта 2017 г. № СД-4-3/6011@).
В соответствии с Приказом Минфина от 13 ноября 2007 года № 108н свободной экономической территорией, в частности, признается и Республика Маврикий, с резидентом которой заключен договор российской компанией.

Для того чтобы сделка была признана контролируемой, сумма доходов по ней за календарный год определяется с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105,14 НК РФ, письмо Минфина России от 5 мая 2017 г. № 03-12-11/1/28272). При этом в составе доходов учитываются поступления на счет фирмы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ (ст. 248 НК РФ). А доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, при этом не учитываются.

В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) компаниями, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Исходя из условий рассматриваемой ситуации российской организацией в 2016 году заключен договор на оказание ею услуг в адрес не взаимозависимой иностранной компании – резидента Республики Маврикий, цена сделки составляет 90 млн рублей (в том числе НДС). Однако услуги в 2016 году не были оказаны, а был только получен аванс от иностранца, который согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывается в составе выручки российской организации за 2016 год. Другими словами, учитывая вышеизложенное, суммовой критерий в 60 млн рублей для признания сделки контролируемой не соблюден (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ), данная операция за 2016 год не может быть признана контролируемой, соответственно, уведомление в налоговую инспекцию за 2016 год компания подавать не обязана. 


Читать оригинал