Каждая организация самостоятельно либо с помощью консультантов должна периодически оценивать риски бизнеса. Для этого необходимо вести четкий документооборот, контролировать правильность заполнения всех документов, в том числе и транспортных. Елена Оржиховская, юрист департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп, рассказала о правилах заполнения транспортной накладной.
Согласно письму ФНС от 21 марта 2012 года № ЕД-4-3/4681@ транспортная накладная является документом, подтверждающим расходы на перевозку, поэтому если ваша организация имеет такие расходы, то можете быть уверены, что сотрудники налогового органа при проверке обязательно обратят внимание на транспортные документы. Я рекомендую с особой аккуратностью заполнять эти бумаги. Документы содержат много информации, и правила их заполнения строго регламентированы. Транспортную накладную нужно оформлять только в случаях, когда перевозка осуществляется сторонним перевозчиком. Форма накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 в приложении № 4 к Правилам перевозки грузов. Настаивает на ее использовании и Минфин, о чем ведомство сообщило в письме от 20 июля 2015 года № 03-03-06/1/41407.
Читайте также «Какой документ подтвердит расходы на перевозку?»
Составление документа
Составлением транспортной накладной чаще всего занимается сам грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки, ваша компания при этом является плательщиком за перевозку и одновременно грузоотправителем или грузополучателем. В случае, когда транспортную накладную составили не сотрудники организации, необходимо проверить правильность предоставленного документа. В соответствии с пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или Кодексом).
Порядок заполнения
В графах 1 и 2 транспортной накладной указываются наименование, телефон и адрес грузоотправителя и грузополучателя, также можно указать и ИНН сторон сделки. В графе 3 необходимо указать наименование перевозимого груза, тут стоит обратить внимание на то, что бывают случаи, когда товара по формату ТОРГ-12 отгружается много и его невозможно перевезти на одной машине за одну поездку, в таком случае необходимо в транспортной накладной указывать конкретное наименование товара, чтобы потом у инспекторов не возникло вопросов о том, в какой день перевозился определенный товар и перевозился ли он вообще.
Обратите внимание
Инспекторы могут отказать в вычете НДС и в признании расходов, если в транспортной накладной указаны недействительные номера машин. Так, на практике встречались случаи, когда в накладных указывались вообще не зарегистрированные в ГИБДД автомобили.
В графе 4 указываются сопроводительные документы на груз. Мы рекомендуем внимательно изучать условия договора, на основании которого вам предоставляются услуги по перевозке. В гражданско-правовых договорах нередко встречается такое положение: «Поставщик обязуется вместе с товаром передать все необходимые документы, а именно счет-фактуру, товарную накладную и сертификаты качества». Так вот, все указанные документы в договоре желательно дополнительно прописать в этом пункте: как показывает судебная практика, есть случаи, когда именно из-за того, что в транспортной накладной не были указаны сертификаты в качестве сопроводительных документов, ревизоры пытаются «снять» расходы на перевозку товара.
А вот с графами 5 и 8 ситуация противоположная, многие компании их просто игнорируют, так как их заполнение или незаполнение никаких негативных последствий с точки зрения налогообложения не несет.
Графу 5 нужно заполнять в том случае, если осуществляется перевозка товаров, которым требуется специализированный транспорт.
Точные адреса
В графах 6 и 7 необходимо прописывать точные адреса погрузки и разгрузки. Обратите внимание: здесь указывается именно адрес склада, а не адрес места нахождения общества. В этих же пунктах указывается масса груза. В связи с введением системы «Платон» необходимо отслеживать, чтобы масса перевозимого груза соответствовала грузоподъемности автомобиля.
Кроме адресов отправки и доставки важно правильно написать даты и время прибытия транспорта (п. 68 Правил перевозок). При заполнении данных пунктов стоит обратить внимание на расстояние между складами, на практике бывает много случаев, когда склады находятся в разных регионах на огромном расстоянии друг от друга, а по документам одна и та же машина успевает съездить в течение одного дня несколько раз туда и обратно; так вот, налоговые органы давно уже проверяют, сколько поездок может совершить автомобиль.
Отказ в вычете
Нужно работать только с реальными перевозчиками, а не нанимать физических лиц на личном транспорте.
Инспекторы могут отказать в вычете НДС и в признании расходов, если в транспортной накладной указаны недействительные номера машин. Так, на практике встречались случаи, когда в накладных указывались вообще не зарегистрированные в ГИБДД автомобили. Указывая реальных водителей в документах, нужно сделать так, чтобы такие водители могли подтвердить факт перевозки груза, так как сотрудники ФНС имеют право вызывать водителей на допросы.
Не стоит также забывать о том, что все компании обязаны проверять своих контрагентов на добросовестность.
Не забывайте: в случае недобросовестности контрагентов покупатель несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований законодательства компания может лишиться возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных первичных бухгалтерских документов (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2017 г. по делу № А40-170497/2016).
В графе 15 транспортной накладной обязательно указывайте плательщика за перевозку, таким образом из документа прямо видно, кто понес расходы.
День в день
Не все компании могут оформлять документы в день перевозки груза, такого быть не должно, но бизнес так работает. Если подобный «грех» замечен за перевозчиками, я рекомендую в транспортных накладных (подготовленных «задним числом») проверять реквизиты, так как многие коммерсанты указывают данные, которых не было на дату составления документа, к примеру, в транспортной накладной указан расчетный счет, открытый 10 мая 2017 года, а сама транспортная накладная оформлена 2 мая 2017 года, такие расхождения сразу заметны проверяющим и грозят доначислениями.
Неблагоприятные последствия могут быть и в том случае, если транспортная накладная подписана неуполномоченным лицом. Напоминаю, в случаях, если документ подписывает не генеральный директор, подтверждением полномочий для третьих лиц является доверенность. Транспортную накладную должны подписать: грузоотправитель (графы 6 и 16), грузополучатель (графа 7), перевозчик (графы 9 и 16), водитель (графы 6 и 7).
Транспортные накладные, заполненные с ошибками, по мнению инспекторов, не позволяют установить реальное движение товара. И именно поэтому фирме может быть отказано в признании расходов на перевозку и в вычете по НДС.
Хотя и с таким мнением фискалов можно поспорить. Дело в том, что наличие ошибки в оформлении транспортного документа не может служить основанием для того, чтобы сам факт физического перемещения товара ставился под сомнение. Так что в случае подобных «придирок» со стороны инспекции можно попытаться отстоять свою правду в суде.
Читайте также «Без транспортной накладной затраты по перевозке списать нельзя»