Контролем над деятельностью общества и эффективностью работы его органов управления занимается ревизионная комиссия (ревизор). Эти структуры могут быть созданы на усмотрение общества (п. 6 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Однако если в общество входит больше 15 участников, создавать контрольные органы обязательно. Для контроля может быть привлечен аудитор. Его утверждают на общем собрании.
Существует три формы контроля финансово-хозяйственной деятельности общества:
- постоянно действующая ревизионная комиссия (ревизор);
- постоянно действующая ревизионная комиссия (ревизор) и привлекаемый по необходимости профессиональный аудитор;
- привлекаемый аудитор.
Ревизионная комиссия (ревизор) общества
Основные требования закона, касающиеся ревизионной комиссии (ревизора) общества установлены в статьях 32, 33, 47 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и определяют, что:
- в обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным;
- избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) относится к компетенции общего собрания участников;
- ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, иметь доступ ко всей документации, касающейся работы компании. В ходе проверки работники компании, руководители, члены совета директоров, участники общества обязаны давать необходимые пояснения ревизионной комиссии (ревизору);
- ревизионная комиссия (ревизор) в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием. Без заключения ревизоров годовые отчеты и бухгалтерские балансы не могут быть утверждены на собрании.
Все остальные вопросы порядка создания и деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяет его устав. Рекомендуется также принять отдельный внутренний документ, например положение о ревизионной комиссии.
Избрание ревизионной комиссии (ревизора)
Избрать ревизионную комиссию (ревизора) можно только на общем собрании участников.
Кандидатов в ревизионную комиссию могут предложить те же лица, которые имеют право включать вопросы в повестку дня.
В состав ревизионной комиссии не могут входить:
- члены совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- руководитель компании;
- члены правления (дирекции).
Член ревизионной комиссии должен иметь специальные познания в области бухгалтерского учета, экономики, финансов или налогообложения.
Не рекомендуется включать в состав ревизионной комиссии работников общества. Они вряд ли смогут свободно и беспристрастно контролировать работу исполнительных органов, так как находятся в их подчинении. С другой стороны, члены комиссии, не работающие в обществе, тоже могут испытывать серьезные затруднения в выполнении своих обязанностей. Возможно, наиболее правильно будет привлечь стороннего (не работающего в обществе) ревизора и выплачивать ему определенное вознаграждение. Либо отказаться от образования ревизионной комиссии и назначать аудиторские проверки деятельности общества по мере необходимости.
Как правило, в состав ревизионной комиссии избирают не меньше трех человек со сроком полномочий от одного года до пяти лет. Решения об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества принимает общее собрание участников простым большинством голосов.
В уставе могут содержаться другие требования. При чины и порядок досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии (ревизора) необходимо предусмотреть в уставе. Члены ревизионной комиссии могут переизбираться на новый срок неограниченное число раз, если добросовестно выполняют свои обязанности.
Полномочия ревизионной комиссии (ревизора) общества
К полномочиям ревизионной комиссии (ревизора) общества относятся:
- проведение плановых проверок деятельности совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, коллегиального исполнительного органа;
- проведение плановых и внеплановых проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности общества за год (по собственной инициативе, по решению общего собрания участников, решению совета директоров (наблюдательного совета), по письменному запросу любого участника общества);
- составление заключений по годовым отчетам и балансам и т. д.
Ревизионная комиссия (ревизор) имеет право получать и использовать в своей работе все документы общества, а также получать от всех работников общества необходимые пояснения. В уставе или Положении о ревизионной комиссии необходимо установить:
- порядок доступа членов комиссии (ревизора) к документам общества;
- порядок обращения за разъяснениями к работникам и органам управления общества;
- сроки, в которые комиссия может получить необходимые документы и разъяснения.
Чтобы обеспечить безопасность и сохранность документов, ревизоры должны проводить работу с документацией в месте ее хранения. В обязательном порядке проводят проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества. Заключение по результатам этой проверки должно быть представлено участникам общества в числе прочих материалов при подготовке к проведению годового общего собрания участников. По результатам проверки ревизионная комиссия вправе потребовать провести внеочередное собрание. Если в установленные сроки собрание не будет проведено или в его проведении откажут, ревизоры вправе созвать собрание сами. В этом случае открывать собрание будет председатель ревизионной комиссии (ревизор).
Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества
Порядок работы ревизионной комиссии должен быть закреплен в уставе или Положении о ревизионной комиссии. Руководит работой комиссии ее председатель, избираемый простым большинством голосов из числа членов комиссии. Председатель ревизионной комиссии может передать свои полномочия другому члену комиссии на определенный срок. Об этом он должен уведомить компанию.
Ревизионной комиссии может быть предоставлено право привлекать специалистов и независимых аудиторов. Их работу оплачивает общество. Смета по оплате услуг специалистов и аудиторских фирм, условия заключаемых с ними договоров утверждаются общим собранием.
По итогам проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором:
- подтверждается достоверность отчетов и иных финансовых документов общества;
- содержится информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности.
В конце проверки должен быть составлен протокол. Срок окончательного составления и подписания этого документа должен быть указан в уставе или Положении о ревизионной комиссии. Ответственность за достоверность протокола заседания несет председатель комиссии.
Заключения ревизионной комиссии (ревизора), протоколы и другие материалы должны храниться в компании у руководства. Участникам общества необходимо обеспечить доступ к этим документам. Так сказано в статье 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Аудиторская проверка общества
Аудитор может выполнять функции ревизионной комиссии (ревизора), если это предусмотрено уставом общества (п. 6 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Обязательно необходимо проводить аудиторскую проверку в:
- акционерных обществах;
- организации, которая представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- кредитной организации или бюро кредитных историй;
- страховой организации или обществе взаимного страхования;
- организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг;
- товарной, валютной или фондовой бирже;
- негосударственном пенсионном, акционерном инвестиционном или ином фонде;
- иных случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, аудиторская проверка обязательна, если объем выручки общества от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превысил 400 000 000 рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 60 000 000 рублей. Так сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Порядок привлечения аудитора
Назначить аудитора может общее собрание общества или совет директоров (если устав относит решение этого вопроса к его компетенции).
Кандидатуры аудиторов представляют лица, которые имеют право формировать повестку дня собрания участников. Кандидат должен быть профессиональным аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом, его участниками и членами органов управления.
С аудитором нужно заключить договор. В нем необходимо предусмотреть порядок доступа к документам общества и требования к сохранению конфиденциальной информации.
Любой участник общества может самостоятельно выбрать аудитора. Но в этом случае все расходы, связанные с проверкой, несет ее инициатор. Деньги ему могут быть возвращены по решению общего собрания (абз. 2 ст. 48 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», постановление ФАС Московского округа от 15 а вгуста 2005 г. по делу № КГ-А41/7547-05).
Порядок деятельности аудитора
Права и обязанности аудитора устанавливает Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В ходе проверки аудитор может:
- самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
- проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью общества, а также фактическое наличие любого имущества, которое указано в этой документации;
- получать у должностных лиц общества разъяснения в устной и письменной формах по всем вопросам, связанным с проверкой.
Аудитор вправе отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, если:
- общество не представило всю необходимую документацию;
- в ходе проверки выявлены обстоятельства, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности представляемой информации.
Участники общества обязаны в ходе аудиторской проверки:
- создать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки;
- не ограничивать круг вопросов, которые необходимо выяснить;
- своевременно оплачивать услуги аудитора, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения расходятся с видением ситуации участниками общества и работниками компании.
По результатам проверки аудитор составляет аудиторское заключение.
Аудитор может либо выразить безоговорочно положительное мнение, либо составить модифицированное заключение.
Если отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы, аудитор выражает в заключении безоговорочно положительное мнение.
Модифицированное заключение составляют в следующих случаях:
- если аудитор выявит факторы, на которые пользователи отчетности должны обратить внимание (например, если между фирмой и налоговой инспекцией проходит судебное разбирательство, а отчетность не предусматривает никаких резервов на случай, если решение суда будет не в пользу компании). В таком случае аудитор включает в заключение часть, привлекающую внимание;
- если аудитор выявит большое количество таких факторов. В этой ситуации он напишет в заключении, что отказывается выражать мнение о достоверности отчетности;
- если ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достоверные доказательства и выразить мнение о достоверности отчетности. В этом случае он также откажется выразить мнение;
- если аудитор не найдет причин для выражения отрицательного мнения, но и положительного мнения выразить не сможет. В этом случае он составит заключение с оговоркой;
- если внесением в аудиторское заключение оговорок невозможно раскрыть искажение или неполноту отчетности. В такой ситуации аудитор выразит отрицательное мнение.
Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко указать в аудиторском заключении все причины, обосновывающие такое мнение.
Аудиторское заключение с выражением мнения с оговоркой может быть составлено:
- в связи с существенным искажением годовой бухгалтерской отчетности;
- в связи с тем, что аудитор не имел возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств;
- в связи с тем, что аудитор не имел возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении нескольких или отдельного элементов годовой бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение – это официальный документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности аудируемого лица.
Оно должно содержать:
- наименование;
- наименование адресата;
- сведения об аудиторе: организационно-правовая форма и наименование организации (для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица), место ее нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, указание на членство в саморегулируемой организации аудиторов;
- сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
- вводную часть;
- часть, описывающую объем аудита;
- часть, содержащую мнение аудитора;
- дату аудиторского заключения;
- подпись аудитора.
Аудиторское заключение должно быть представлено участникам общества для ознакомления при подготовке к общему собранию.
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Как экономить на зарплатных налогах
Как минимизировать страховые взносы
Процедура банкротства компании