По ряду выплат между чиновниками и судьями нет единства мнений об обложении страховыми взносами.
Компенсация за задержку заработной платы
К таким спорным выплатам относится, в первую очередь, компенсация за задержку заработной платы. Чиновники настаивают, что с сумм компенсации за задержку зарплаты страховые взносы начисляются в общем порядке. Они обосновывают свой вывод тем, что в перечне необлагаемых взносами выплат, перечисленных в статье 9 Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, компенсация за задержку зарплаты не упомянута. Проценты, начисляемые за каждый день просрочки по выплате зарплаты, облагаются взносами во внебюджетные фонды в общем порядке (письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19).
- доплаты и надбавки компенсационного характера, которые входят в состав заработной платы (ст. 129 ТК РФ);
- денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей (ст. 236 ТК РФ).
Первая группа облагается страховыми взносами. А денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса, является видом материальной ответственности работодателя перед работником. Она выплачивается физлицу в силу закона в связи с выполнением им трудовых обязанностей и обеспечивает защиту трудовых прав работника. Поэтому компенсация за задержку заработной платы подпадает под действие статьи 9 Закона № 212-ФЗ и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
В этом постановлении суд прямо указал, что ранее вступившие в законную силу судебные акты по схожим делам, которые приняты на основании иного толкования, могут быть пересмотрены. Тем не менее, в письме Минтруда России от 22 января 2014 года № 17-3/В-19 вновь было «разъяснено», что компенсация за задержку выплаты зарплаты работникам подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке.
Командировочные расходы
Опасные моменты могут возникнуть при оплате некоторых расходов, связанных с командировками.
Командировочными расходами, не облагаемыми страховыми взносами, являются целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также на сборы за услуги аэропортов (ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). К таковым фонды не относят расходы на оплату VIP-залов, которые не являются обязательными платежами. То же и в случае оплаты залов официальных делегаций на железнодорожных и автомобильных вокзалах (станциях), в морских и речных портах. Исключение – когда оплата VIP-залов предусмотрена законодательством для определенных категорий лиц.
Мнение судей другое. Если в локальном нормативном акте организации (например, в Положении о командировках) прописана возможность оплаты VIP-залов, то эти затраты можно не облагать взносами как командировочные расходы (постановление ФАС Поволжского округа от 27 января 2014 г. по делу № А65-10641/2013).
Затраты, связанные с однодневной командировкой, подтвержденные документально, взносами не облагаются (пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Это не касается суточных, выплачиваемых в фиксированной сумме, документально не подтвержденных. Эта позиция в принципе ясна, поскольку суточные за однодневные командировки не полагаются. Тем не менее, и в подобных случаях суд может встать на сторону страхователя: выплаты являются компенсационными, произведены с разрешения работодателя и установлены для возмещения иных дополнительных расходов и затрат, связанных с исполнением трудовых функций (определение ВАС РФ от 12 мая 2014 г. № ВАС-5640/14).
Материальная помощь при рождении ребенка
К серьезным последствиям может привести как ошибочное невключение, так и ошибочное включение той или иной выплаты в базу для начисления страховых взносов.
В качестве примера рассмотрим определение Верховного Суда РФ от 20 августа 2014 года № 306-ЭС14-203. Речь идет о материальной помощи, выплаченной по случаю рождения ребенка.
Компания на основании коллективного договора выплатила сотруднице единовременную материальную помощь по случаю рождения ребенка и с выплаченной суммы начислила страховые взносы во внебюджетные фонды. В дальнейшем эта сумма вошла в средний заработок, исходя из которого был определен размер пособия по уходу за ребенком до достижения полутора лет. В качестве обоснования была приведена норма части 2 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, где сказано, что виды выплат, на которые начислены страховые взносы, включатся в средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Проверяющие из ФСС сочли размер этого пособия завышенным и не приняли к зачету расходы страхователя.
Верховный Суд разъяснил, что единовременная материальная помощь работнику по случаю рождения ребенка страховыми взносами облагаться не должна, значит, данная выплата не должна включаться в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком.
На заметку
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка по своему значению является материальной помощью работнику.
Она носит социальный характер, не связана непосредственно с производственной деятельностью и выполнением работниками трудовых обязанностей. А значит, на основании статьи 9 Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ данная сумма страховыми взноса- ми во внебюджетные фонды не облагается.
Ошибка организации привела как к завышению суммы пособия и исключением ее из расходов по социальному страхованию, так и к занижению прибыльных расходов, поскольку взносы во внебюджетные фонды оказались завышены.
Таким образом, организация должна пересчитать сумму пособия, внести корректировки в расчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды, урегулировать платежи во внебюджетные фонды, пересчитать налоговую базу по прибыли и доплатить налог и пени.
Пособие по временной нетрудоспособности, не принятое ФСС к зачету
В письме Минтруда России от 3 сентября 2014 года № 17-3/ООГ-732 чиновники предложили начислять страховые взносы на суммы пособий по временной нетрудоспособности, не принятых к зачету ФСС.
Правом на страховое обеспечение в системе обязательного социального страхования обладают лица, которые по законодательству являются застрахованными в этой системе (ст. 2 Закона № 255-ФЗ). Для выплаты пособий установлен определенный порядок, важным элементом которого является документальное оформление (ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Таким образом, если установленный порядок выплаты пособий нарушен, а также если документы, на основании которых выплачена сумма пособия, составлены с нарушениями, данная сумма не может считаться страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, такая выплата не упомянута в статье 9 Закона от 24 июня 2009 года № 212-ФЗ, где дан перечень доходов, не облагаемых страховыми взносами: ведь «отвергнутый» больничный уже не является государственным пособием по обязательному социальному страхованию. А значит, на сумму, выплаченную работодателем, но не принятую к зачету ФСС в качестве пособия, нужно начислить страховые взносы, считают чиновники Минтруда.
Суд может не согласиться с таким мнением. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 25 апреля 2014 года № Ф09-2274/14 судьи отметили, что в расчетную базу для страховых взносов включаются выплаты, начисляемые в рамках трудовых отношений, а непринятие ФСС к зачету расходов не изменяет социальной направленности выплаченных сумм. Поэтому, по мнению суда, начислять страховые взносы на непринятые к зачету суммы не нужно.
Денежные средства, выданные под отчет работнику на хозяйственные нужды
К спорным вопросам можно отнести и вопрос об обложении страховыми взносами подотчетных сумм, по которым своевременно не представлен авансовый отчет.
В соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить руководству авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. В силу статьи 137 Трудового кодекса выданные под отчет денежные средства, по которым работником своевременно не представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед компанией, и данные суммы могут быть удержаны из зарплаты работника.
Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Если работодатель удержал в течение указанного срока из зарплаты работника его задолженность по подотчетным суммам, то никакого дохода у работника нет и объекта обложения по страховым взносам, соответственно, не возникает.
Если работодатель просрочил этот месяц, получается, что он фактически освободил сотрудника от оплаты суммы задолженности, и данные суммы следует рассматривать как выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений. Значит, они должны облагаться обязательными страховыми взносами. Если же после указанного срока работник полностью отчитается по данным суммам, то тогда компания вправе произвести перерасчет базы для начисления страховых взносов и сумм начисленных и уплаченных страховых взносов (письмо ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09- 11/06-5250).
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Оперативно-розыскные мероприятия при экономическом преступлении
Ответственность за преданмеренное (фиктивное) банктротство
Руководитель и учредитель. Конфликт