Когда сделка на поставку какого-либо товара или оказания услуг заключается между несколькими компаниями, да еще и на разных системах налогообложения, то разумнее заключить смешанный договор подряда, объединяющий в себе различные виды договоров. Какие особенности нужно знать при заключении смешанного договора и как заключение такого договора влияет на налогообложение?
Из вопроса в редакцию
Сделка проходит между тремя компаниями: Заказчик (ОСН), Подрядчик-1 (УСН), Подрядчик-2 (ОСН). Между Заказчиком и Подрядчиком-1 заключен договор подряда на монтажные работы и поставку оборудования и материалов. Между Подрядчиком-1 и Подрядчиком-2 заключен агентский договор на поставку материалов и оборудования для Заказчика. Заключить новый договор между Заказчиком и Подрядчиком-2 с одинаковым налогообложением сейчас не представляется возможным. Директор в подрядных организациях «мечтает» «не попасть» на НДС или, если попал,
то компенсировать его через агентское вознаграждение. Как правильно поступить в данной ситуации? Подскажите, пожалуйста.
Заказчику можно заключить с подрядчиком-1 не просто договор подряда, в котором работы проводятся на материалах подрядчика, а смешанный договор с элементами подряда и агентирования. Такая возможность – заключать договоры в смешанной форме – предусмотрена Гражданским кодексом (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
То есть в договор подряда можно добавить новые условия, характерные для агентского договора:
- подрядчик в качестве агента от имени, за счет и в интересах заказчика приобретает материалы, необходимые
для выполнения работ; - вознаграждение подрядчика за оказание услуг в качестве агента по условиям договора может быть включено
в стоимость работ по договору подряда.
Таким образом, подрядчик, действуя самостоятельно (в качестве агента), сможет заключать с поставщиками договоры купли-продажи материалов, необходимых ему для выполнения работ. Далее подрядчик должен будет передать заказчику закупленные материалы и получить их назад от заказчика как материалы, переданные в целях выполнения подрядных работ.
Материалы, приобретенные подрядчиком по данной схеме, будут собственностью принципала-заказчика (ст. 1011 и п. 1 ст. 996 ГК РФ). Заказчик же будет обязан компенсировать исполнителю стоимость указанных материалов как расходы агента на выполнение поручения принципала на основании статей 1011 и 1001 ГК РФ.
Затраты на приобретение материалов для заказчика не будут включаться в расходы подрядчика, зато могут быть учтены в качестве расходов на приобретение материалов у заказчика. Дохода у подрядчика также не возникает. Так как не признаются в целях обложения единым налогом при УСН доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). А подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что не учитываются в качестве доходов агента денежные средства, поступившие агенту в целях выполнения им поручения принципала или поступившие агенту в счет возмещения затрат.
У заказчика же затраты на приобретение материалов, которые он компенсировал подрядчику, являются материальными расходами и уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль, так как указанные затраты не могут быть учтены в качестве расходов у агента (п. 9 ст. 270 НК РФ).
Такая схема взаимоотношений не только позволит подрядчику самостоятельно получать необходимые для выполнения работ материалы, но и делать это за счет заказчика и без увеличения общей стоимости работ. Заказчик в свою очередь сможет принять к вычету НДС, включенный в стоимость приобретенных материалов.