Штрафы за задержку налоговых платежей

Автор: | 04.08.2015

Штрафы за задержку налоговых платежей

Бизнес стал чаще задерживать налоговые платежи. Фискалы думают, что фирмам выгоднее заплатить позднее из-за курса рубля и темпов роста инфляции. Чтобы пресечь эту практику, депутаты решили привязать штрафы за неуплату налогов к ключевой ставке ЦБ. Владимир Солдаткин, ведущий налоговый консультант ООО «Корн-Аудит», расскажет, чем обернется коммерсантам инициатива парламентариев.

Для начала разберемся, что такое ставка рефинансирования и ключевая ставка. Первая – это ставка процента, на основании которой ЦБ предоставляет долгосрочные кредиты коммерческим банкам. В том числе она используется для налогообложения, расчета пеней и штрафов. На основании ключевой ставки рассчитываются предоставляемые ЦБ коммерческим банкам краткосрочные кредиты сроком на одну неделю. Также по ней регулятор принимает средства для размещения на депозитах на тот же период.

Таким образом, не будучи банкиром, попытаюсь объяснить, как я понимаю разницу в этих двух ставках. Ставка рефинансирования – основной, так сказать, кредитный продукт государственного банка, от которого зависит итоговый процент по депозитам и кредитам для организаций и потребителей. Именно она в основном учитывается в странах с устоявшейся экономикой. Ставка рефинансирования показывает процент, по которому коммерческие банки могут взять деньги у государства, в нашем случае в ЦБ, сроком на один год. Формально – это издержки, которые понесет коммерческая финансовая структура при выдаче кредита потребителям.

Явление, когда предприятие задерживает уплату налогов и какое-то время использует эти деньги, имеет неофициальное название «налоговые кредиты». Повышение штрафов давно назрело. Это исправит ситуацию с просрочкой.

В свою очередь, ключевая ставка – это почти то же самое, с единственной разницей. Это – спекулятивная ставка, потому что она показывает процент, под который банки занимают деньги у государства на 1–2 недели. Именно поэтому ключевая ставка всегда выше ставки рефинансирования. Раньше ЦБ использовал ее в качестве ориентира при определении денежно-кредитной политики. Но с 2013 года регулятор в качестве ключевой ставки применяет стоимость недельных аукционов РЕПО. В последнее время размер ключевой ставки (11,5% с 16 июня 2015 г.), несмотря на ее снижение, до сих пор остается существенно выше размера ставки рефинансирования.

В последнее время, когда росла ключевая ставка, значительно повысилась стоимость кредитных ресурсов, это привело к тому, что бизнесу стало дешевле несвоевременно уплачивать налоговые платежи в бюджеты всех уровней, чем привлекать кредитные ресурсы. Об этом свидетельствует рост задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. В связи с этим чиновники и предложили перейти со ставки рефинансирования на ключевую ставку для расчета пеней при неуплате налогов.

Суть поправок

С переходом на использование ключевой ставки ЦБ предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс в части использования ключевой ставки вместо ставки рефинансирования.

Речь идет обо всех статьях НК, в которых сейчас упоминается ставка рефинансирования. В настоящее время ее размер составляет 8,25 процента. Ее используют для начисления пени и процентов за неуплату задолженности, например, налогов, взносов, неустоек. Ключевая ставка, как я уже отмечал, сейчас равна 11,5 процентам.

Из-за достаточно большой разницы между этими двумя показателями компании предпочитают не брать кредиты в банках или привлекать собственные средства, а заплатить гораздо меньшую сумму в виде пени с неуплаченных вовремя налогов. В результате страдает бюджет. Бизнес фактически имеет возможность получать льготный кредит за счет государства.

Сейчас к ставке рефинансирования привязан расчет пеней за просрочку уплаты налогов в пользу бюджета, а в пользу компаний и предпринимателей – процентов за необоснованное взыскание налогов, по ней начисляются проценты при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов. Соответственно, с принятием поправок изменится механизм не только расчета пени, но и процентов, взимаемых в пользу фирм и коммерсантов за необоснованное взыскание налогов.

Рассмотрим на конкретном примере уплату пеней за просрочку перевода НДС в казну за III квартал 2014 года. Сравним два варианта: как это происходит в настоящее время и что изменится после принятия поправок.


ПРИМЕР

В феврале 2015 года бухгалтер ООО «Лютик» обнаружил ошибку, допущенную в декларации за третий квартал 2014 года, в результате чего произошло уменьшение налоговой базы и, как следствие, подлежащей уплате суммы НДС (на 70 000 руб.). Это несоответствие образовало просрочку. При этом срок сдачи декларации – 20 октября 2014 года.

Разберемся, как в этой ситуации определить период существования недоимки и рассчитать пени, которые требуется перечислить в бюджет вместе с недостающей суммой НДС. Предположим, что организация погасила образовавшуюся задолженность, включая неустойку, 10 февраля 2015 года.

День образования недоимки – 21 октября 2014 года, день погашения – 10 февраля 2015 года (санкции будут начислены до 9-го числа включительно). Период существования просрочки, таким образом, составит 138 дней. Эта величина и будет включена в расчет. Ставка рефинансирования составляет 8,25 процента. Так как ее значение в течение всего периода не менялось, то рассчитать сумму пеней, подлежащую уплате, будет несложно. Она составит:

70 000 Х 138 Х 8,25% / 300 = 2656 рублей 50 копеек.

В результате мы получаем сумму 72 656 рублей 50 копеек (включая недостающую часть НДС), которую необходимо перевести в пользу бюджета 10 февраля 2015 года.

Теперь этот же расчет произведем с применением ключевой ставки для расчета пени:

70 000 Х 138 Х 11,5% / 300 = 3703 рублей.

Как мы видим, если бы для расчета пеней применялась ключевая ставка, ООО «Лютик» 10 февраля 2015 года должно было бы перечислить в бюджет 73 703 рубля.

Соответственно с применением ключевой ставки увеличивается размер пеней, уплачиваемых в бюджет, на 1046 рублей 50 копеек. Следовательно, на данную разницу увеличивается и пополняемость бюджета.

Явление, когда предприятие задерживает уплату налогов и какое-то время использует эти деньги, имеет неофициальное название «налоговые кредиты». Повышение штрафов давно назрело. Это исправит ситуацию с просрочкой. Руководители организаций будут задумываться об уплате сборов в срок, а не использовать деньги для получения прибыли. По моему мнению, необходимо увеличить штрафные санкции еще больше, чтобы у нерадивых предпринимателей не было даже мысли о просрочке платежа.

Владимир Солдаткин, для журнала «Расчет»


Развивайтесь профессионально

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Штрафы за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности

Ответственность за неуплату налогов

Как налоговики взыскивают недоимки и штрафы


Читать оригинал