На встрече президента России Владимира Путина с представителями Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» последние предожили создать рейтинг добросовестнных налогоплательщиков. Редакция журнала «Расчет» попросила Светлану Еремину, руководителя комплексных проектов департамента Финансовое консультирование, аудит и МСФО, эксперта по направлению «Налоговый мониторинг» КСК ГРУПП, рассказать о принципах, которым должны будут соответствовать компании, чтобы попасть в перечень, и льготах, на которые они смогут рассчитывать.
В начале февраля 2022 года состоялась встреча президента России Владимира Путина с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». В ходе мероприятия представители организации предложили главе государства сформировать рейтинг «добросовестных» налогоплательщиков.
Лидерам рейтинга по отраслям, а также трем крупнейшим налогоплательщикам каждого субъекта Российской Федерации, предложено предоставлять преференции, которые должны действовать в течение года.
В качестве преференций представители «Деловой России» обозначили мероприятия, аналогичные тем, которые уже применяются в отношении организаций, перешедших на налоговый контроль в форме налогового мониторинга. Напомним, такие компании могут рассчитывать:
-
на возможность применять заявительный порядок возмещения НДС без предоставления банковской гарантии и выполнения требования по предыдущим уплаченным налоговым платежам за три месяца;
-
возможность запрашивать у налоговых органов мотивированное мнение по спорным неурегулированным вопросам по сделкам уже совершенным или планируемым.
По итогам встречи президентом был утвержден перечень поручений, среди которых – поручение Правительству РФ сформировать в срок до 20 мая 2020 года совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» рейтинг добросовестных налогоплательщиков с учетом уровня фискальной нагрузки для предоставления лидерам этого рейтинга преференций.
Кто такие «добросовестные» налогоплательщики?
В Налоговом кодексе понятие «добросовестный налогоплательщик» отсутствует. В этом вопросе инспекторы опираются на положения статьи 54.1 Налогового кодекса, в которой определены следующие пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или суммы налога, сбора, страховых взносов):
-
не допускается уменьшение налоговой базы, а также суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в учете или отчетности;
-
возможно уменьшить налоговую базу, а также сумму налога, только в том случае, если целью совершения сделки не является неуплата (зачет, возврат) налога и обязательства по операции возникают по договору или в соответствии с законодательством.
А вот в судебных актах термин «добросовестный налогоплательщик» применяется к компаниям, которые не злоупотребляют своими правами и не совершают действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Однако по умолчанию компания всегда будет считается добросовестной (презумпция добросовестности) и налоговому органу необходимо доказать, что в действиях предприятия был умысел, направленный на сокращение отчислений незаконным путем.
Кто может стать недобросовестным налогоплательщиком?
Признаки недобросовестности не раз раскрывались в письмах Минфина и ФНС России, а также в судебных делах.
Компания может быть признана недобросовестной, если совокупность обстоятельств по сделке указывает, что ее целью являлись не получение дохода от реальной деятельности, а возмещение или возврат налога из бюджета.
Хотелось бы отметить, что наличие у организации признаков необязательно говорит о ее недобросовестности и, безусловно, каждый случай необходимо рассматривать отдельно.
Каким образом учитывается налоговая нагрузка?
В ходе встречи с Владимиром Путиным представителями «Деловой России» было предложено использовать следующий критерий для формирования рейтинга «добросовестных» налогоплательщиков – уровень налоговой нагрузки относительно среднеотраслевого. Соответственно превышение на 50% и более среднеотраслевого уровня позволит налогоплательщику воспользоваться преференциями.
Возможно, в итоговых документах, регулирующих порядок определения «добросовестных» налогоплательщиков, формула будет более точной, так как на налоговую нагрузку существенное влияние оказывает отраслевая специфика.
Можно предположить, что единый подход к формированию рейтинга «добросовестных» налогоплательщиков будет различаться в зависимости от конкретной отрасли.
Какие преференции можно получить?
В настоящее время власти обсуждают возможность предоставления преференций компаниям, которые попадут в рейтинг «добросовестных» налогоплательщиков.
Среди привилегий для бизнеса обсуждается преференциальный доступ к госзакупкам в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. На сегодняшний день этот вид поощрения является одним из основных.
Не секрет, что в госзакупках зачастую имеет место недобросовестная конкуренция, в тендерах побеждают компании, имеющие задолженности по налогам и сборам, с минимальным количеством штатных сотрудников, не соблюдающие обязательные затратные требования. Зачастую при конкуренции с такими компаниями добросовестный бизнес проигрывает. Целью создания рейтинга является прежде всего борьба с подобными злоупотреблениями.
Так, если на конкурс подает заявки достаточное количество добросовестных налогоплательщиков, включенных в рейтинг, то все, кто не попал в утвержденный перечень, не допускаются к участию в конкурсе, пока не докажут свою добросовестность. Таким образом, создание рейтинга может увеличить шансы исключить из участия в госзакупках сомнительные фирмы и ограничить мошеннические схемы.
Какие риски существуют при создании рейтинга?
По мнению различных экспертов, при создании рейтинга могут возникнуть подводные камни. Например, есть вероятность возникновения множества формальных факторов, которые могут добросовестную компанию превратить в недобросовестную – возможные финансовые проблемы, неумышленные ошибки при исчислении и уплате налога, незначительные задолженности и т. д.
Кроме этого, Минфин России отметил, что такой подход к допуску участников к госзакупкам противоречит регулированию в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Введение приоритета для компаний из рейтинга могут счесть нарушением договора ЕАЭС, обязывающего предоставлять равные условия всем участникам закупок.
Факт уплаты всех бюджетных платежей не является признаком добросовестного контрагента в деловой практике: если компания вовремя выполняет налоговые обязательства, но при этом срывает контракты, нарушает условия договоров и поставляет некачественный товар, ее нельзя считать добросовестной.
Будем надеяться, что при разработке нового механизма потенциальные риски будут учтены и российское бизнес-сообщество получит эффективный инструмент поощрения добросовестных компаний.