На сайте Службы появился новый сервис «Прозрачный бизнес». Компании смогут получить много дополнительной информации о фирмах, с которыми, например, собираются заключить договор. Насколько сервис поможет в проявлении должной осмотрительности, рассказала Светлана Сидоркина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».
В чем смысл сервиса «Прозрасный бизнес»?
Сервис позволит компаниям продолжить проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Сведения, размещаемые на сервисе, не будут составлять налоговую тайну. Данные, являющиеся тайной, указаны в статье 102 НК РФ. Любая информация о компании, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, сотрудниками соцстраха или таможни, образует налоговую тайну. Сведения, не являющиеся таковыми, составляют закрытый перечень, он указан в статье 102 НК РФ, и как раз эти данные Служба опубликует в новом сервисе.
Давайте все-таки разберемся: какие сведения публикуются в «Прозрачном бизнесе»?
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ в форме открытых данных на официальном сайте ФНС размещается информация об организации: о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; о специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии фирм в консолидированной группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников за календарный год; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных агентом; о суммах страховых взносов, доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности компании за год.
Однако обратите внимание! Сведения на сервисе будут размещаться за год, предшествующий году, в котором эта информация опубликована. Данные не будут публиковаться в режиме реального времени.
Чем этот сервис полезен бизнесу?
Отвечая на этот вопрос, сначала нужно уточнить, что в случае если организация захочет официально получить информацию о контрагенте, сделать это будет невозможно. ФНС на такие запросы информацию не предоставляет, исключение сделано только для случаев, предусмотренных федеральными законами.
А теперь на двух примерах уточню, чем может быть полезен бизнесу сервис, а в чем он не принесет никакой пользы.
Зачастую организации, находящиеся на общей системе налогообложения, стараются заключать договоры с контрагентами, являющимися плательщиками НДС. Недобросовестные контрагенты пользуются этим, указывая в договоре заявленную сумму с НДС. И только при получении первичных документов организации узнают, что партнер, с которым заключен контракт, не уплачивает НДС, например, потому что он применяет упрощенную систему налогообложения.
Теперь о применении специальных режимов контрагентом можно будет узнать до заключения контракта. Ранее такое подтверждение возможно было получить только у самого контрагента, так как ФНС подобных данных не предоставляет.
Обратите внимание
Обратите внимание: порядок внесения изменений в опубликованные данные пока не установлен. Будем надеяться, что реакция на содержащиеся в картотеке ошибки будет быстрой и своевременной.
Подтвердить применение УСН до появления нового сервиса мог только сам контрагент, направив письменный запрос в налоговый орган по месту своего учета и в ответ получив информационное письмо о подтверждении применения «упрощенки».
Теперь компания может узнать, какую систему налогообложения применяет будущий деловой партнер.
А вот иной пример. Проверка средней численности сотрудников поможет определить, действительно ли компания сможет осуществить работы, услуги, заказанные вашей организацией. Однако этот показатель субъективен: работники могут быть в текущем году уволены, а данные, размещенные на сервисе, как отмечалось выше, опубликованы на прошлый год.
Директор считает, что сервис делает все компании абсолютно прозрачными
Размещенные сведения не сделают организации прозрачными.
С одной стороны, публикация данных о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности, о применяемом специальном налоговом режиме и др. дает полную картину работы организации.
Изучив данные, можно решить, что контрагент, уплачивающий налоги и не имеющий недоимки и фискальных правонарушений, является перспективным контрагентом. Но что если организация не привлекалась к ответственности только потому, что в ней не проводились проверки? Если полученные доходы – это доходы от иного вида услуг, работ, чем предлагаемые для выполнения в вашей организации? Но в целом, действительно, данная информация – это существенный объем знаний, которые фирма может применять при выборе контрагента.
Почему ФНС не удалось запустить сервис с первого раза?
Запуск нового сервиса единовременно и быстро невозможен [«Прозрачный бизнес» по планам Службы должен был начать работать год назад, но сразу после запуска его работу приостановили и перенесли открытие на год – прим. ред.]. Для его создания требуется увеличивать и внедрять новые технические характеристики сайта, наращивать вычислительную мощь, алгоритмы должны быть корректны, необходимо время для проведения тестирования. Корме того, введение любых новшеств на сайте ФНС неразрывно связано с внесением корректировок в действующее законодательство.
Читайте также «ФНС: перенесен запуск «Прозрачного бизнеса»»
«Должная осмотрительность» теперь сводится к проверке бизнес-партнера на одном сервисе?
Несмотря на то, что, по мнению Службы, выраженному в письме ФНС от 28 декабря 2017 года № ЕД-4-2/26807, понятие «должная осмотрительность» после вступления в силу статьи 54.1 НК РФ не должно использоваться при проведении налоговых проверок, это вовсе не означает, что организации при выборе контрагента не должны проявлять эту самую осмотрительность.
ФНС указала, что налоговым органам при проверках особое внимание необходимо уделять оценке достаточности и разумности принятых компанией мер по изучению контрагента (письмо ФНС России от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@).
Предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий, в том числе налоговых (письмо ФНС России от 5 июня 2017 г. № ЕД-4-15/10588).
Но вы правы, проверить на добросовестность контрагента станет намного проще. Однако следует учитывать, что размещенные сведения за период в один год не могут дать полной и достоверной информации, и, следовательно, от недобросовестных деловых партнеров никто не застрахован.
Новый сервис станет подспорьем для организаций при выборе новых деловых партнеров и проявлении должной осмотрительности, однако даже эта дополнительная информация не может исключить риска заключить договор с недобросовестным партнером.
Риски могут возникнуть в связи с несвоевременным размещением сведений на сайте, данные могут быть опубликованы позже или не размещены вовсе, возможны ошибки и погрешности.
Обратите внимание: порядок внесения изменений в опубликованные данные пока не установлен. Будем надеяться, что реакция на содержащиеся в картотеке ошибки будет быстрой и своевременной.