Важно проверять и мониторить своих контрагентов, так как их неплатежеспособность может привести к плачевным последствиям. Например, инспекторы могут «снять» расходы по сделке, если фирма не проявила должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Должная осмотрительность
Одна из самых важных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, — это наличие у организации проблемных контрагентов. То есть таких контрагентов, которые являются либо фирмами-«однодневками», либо просто не платят налоги в бюджет.
Но ИФНС должна доказать, что при выборе контрагента фирма «действовала без должной осмотрительности».
Под проявлением должной осмотрительности понимается, что налогоплательщик использовал все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте. Способы получения таких сведений могут быть разные.
Лучше заранее получить информацию о своих поставщиках, чем потом разбираться с контролерами. Проверять потенциального контрагента нужно еще до того, как вы подпишете с ним контракт. Имейте ввиду, что информация о поставщике необходима, прежде всего, вам самим, чтобы решить, стоит ли иметь с ним дело.
Проверка контрагента
В связи с необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности организация может посылать запросы в налоговую инспекцию по всем своим контрагентам. При этом ей выгоден любой ответ налоговиков. Например, если получена информация, что фирма сдает отчетность и платит налоги, то с ней можно работать. Если получена информация о недобросовестности контрагента, то есть смысл отказаться от сотрудничества с ним.
Однако на практике налоговики в письменных ответах зачастую отказывают организациям, аргументировав тем, что статьей 32 Налогового кодекса не предусмотрена обязанность предоставлять информацию об уплате налогов контрагентами.
Вот минимум того, что вы должны проверить:
- участвует ли контрагент в судебных разбирательствах;
- включен ли руководитель в реестр дисквалифицированных лиц;
- финансовое положение компании на основе финансовой отчетности;
- наличие решений налогового органа о приостановлении действий по расчетным счетам.
Есть ли долги у контрагента или нет, можно легко проверить. Например, через такие официальные ресурсы, как:
- картотека арбитражных дел;
- сайт службы судебных приставов;
- «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС.
Проверить контрагента бесплатно по ИНН, ОГРН или названию можно на сайте маркетплейса «ВБЦ». Преимущество сервиса перед сайтом ФНС состоит в том, что данные по более, чем 26 млн. организаций и предпринимателей ежедневно обновляются и собраны не только из ФНС, но и из других инстанций, что обеспечивает полную картину при проверке контрагента: бухгалтерская отчётность, финансовый анализ, риски, история участия в Госзакупках и пр.
Кроме того, у сервиса есть бесплатное мобильное приложение «ГосТиндер», в котором можно не только проверить контрагента со смартфона «от» и «до», но и автоматизировать подбор тендеров, настроить push-уведомления для отслеживания необходимых вам событий и многое другое.
Обратите внимание, что с каждым годом ФНС улучшает свои сервисы по проверке контрагента. Поэтому лучше себя обезопасить и собрать документы, чем «ходить» по судам.