Министерство финансов подготовило проект правительственного постановления, согласно которому в отношении госконтрактов мобилизация может считаться обстоятельством непреодолимой силы. Если из-за призыва исполнение обязательств по таким контрактам стало невозможным, стороны могут пересмотреть их сроки, стоимость и другие существенные условия. В таком случае поставщик не будет считаться недобросовестным и с него не взыщут штрафы и пени.
Подготовленное Минфином постановлениетакже рекомендует властям субъектов РФ принять такие же меры в отношении контрактов по обеспечению региональных и муниципальных нужд.
В случае одобрения постановление вступит в силу со дня подписания.
Обратите внимание
Юристы поддерживают установление мобилизации в качестве форс-мажорного обстоятельства при исполнении госконтрактов. В отношении других договорных отношений, вероятно, придется полагаться на судебную практику и доказательства по каждому конкретному делу, как и во время пандемии COVID-19.
Минфин уже подготовил постановление, которое позволит без штрафных санкций менять или расторгать договоры на поставку товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд. Если самого предпринимателя мобилизуют, пени к нему также применять не планируют.
Если бизнесмен не сможет продлить лицензию из-за призыва, ее срок действия продлят автоматически. Такой порядок действовал во время пандемийных ограничений.
Сроки уплаты налоговых и иных платежей для подпавших под мобилизацию предпринимателей планируют переносить, если их бизнес продолжает работу.
Для МСП также предоставят отсрочки по кредитным договорам и договорам лизинга. Арендные договоры по государственной недвижимости можно будет досрочно разорвать или приостановить без штрафов.
Обратите внимание
Малый бизнес освободят от большинства пеней и штрафов и дадут ему возможность расторгать обременительные контракты, если их неисполнение связано с призывом. В то же время для мобилизованных предусмотрят право сохранять свой бизнес.
Изменения затронут не всех
Все опрошенные «ПРАВО.ru» эксперты положительно оценили инициативу Минфина. Поведение заказчика при исполнении госконтракта, как правило, строго регламентировано, что иногда вступает в противоречие с экономическими интересами обеих сторон. Такие изменения дадут участникам договора большую гибкость и возможность для диалога.
Обратите внимание
Но на практике мера затронет, вероятно, не всех партнеров государства. Ключевой нюанс кроется в том, что такие изменения допускаются только по соглашению сторон.
Поэтому вопрос правоприменения остается неурегулированным и традиционно в последующем будет восполнен судебной практикой.
Изменение договора, скорее всего, окажется невыгодным для заказчика, а не исполнителя.
Вероятно, освобождение будут получать не все лица. Для мобилизованного ИП это будет форс-мажором однозначно, так как он лично не сможет исполнять свои обязательства по контракту.
Обратите внимание
Но если говорить о случаях, когда стороной договора выступает компания, возникает вопрос относительно того, какой процент штата сотрудников должен быть мобилизован, чтобы она столкнулась с форс-мажором. Если Минфин не предусмотрит такие количественные критерии, определять их придется судам в каждом конкретном случае.
Нужно ли расширить меру на все договоры?
Мнения юристов о том, имеет ли смысл ввести такой подход не только для госконтрактов, но и для всех договорных отношений в целом, разделились.
Кто-то считает, что такой же механизм стоит предусмотреть для всех компаний, при этом, вероятно, потребуется установить некую предельную долю мобилизованных сотрудников, при превышении которой можно признать форс-мажор.
Так как изменение существенных условий — право сторон, а не обязанность, в каждом конкретном случае контрагенты смогут самостоятельно регулировать сроки и порядок исполнения обязательств. Это будет скорее способствовать своевременному исполнению обязательств и минимизации финансовых рисков.
Обратите внимание
В менее формализованных отношениях гражданское законодательство и сейчас не исключает возможности квалифицировать мобилизацию как обстоятельство непреодолимой силы, полагают другие. Так что Дополнительного регулирования это не требует.
При этом, как подчеркивают эксперты, на деле судебная практика будет варьироваться и зависеть от возможности преодолеть негативные последствия мобилизации.
Так, если у организации была мобилизована часть сотрудников, задействованных в исполнении сделки, это, вероятно, не признают форс-мажором, поскольку кадровое обеспечение деятельности компаний находится в ее зоне контроля и ответственности, прогнозируют они.
Обратите внимание
Напротив, для ИП или сделок, которые подразумевают их личное исполнение, мобилизация действительно станет обстоятельством непреодолимой силы.
Форс-мажор — понятие универсальное и касается всех правоотношений, а не только государственных контрактов. Поэтому дополнительного регулирования тут можно не вводить. В то же время инициатива Минфина по госконтрактам может послужить для судов неким вектором, хоть и не обязательным, добавляют эксперты.
Обратите внимание
Распространение нормы на весь бизнес может привести к тому, что рынок приостановится в некоторой части, так как исполнение многих договоров может быть заморожено, опасаются юристы.
Форс-мажором мобилизацию, вероятно, все же не признают, поскольку она частичная и не блокирует деятельность целых компаний, сходятся во мнении эксперты. Скорее всего, применять будут систему, аналогичную действовавшей во время пандемии: вопросы просрочек исполнения обязательств по контрактам и правомерности начисления штрафных санкций будут рассматриваться судами в каждом конкретном случае.