Применение простой или усиленной неквалифицированной электронной подписи

Автор: | 02.10.2015

Применение простой или усиленной неквалифицированной электронной подписи

Минфин России подчеркивает, что для включения электронного авансового отчета в базу по налогу на прибыль достаточно простой или усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Электронная подпись – реквизит электронного документа, который отвечает за его достоверность. В частности, с ее помощью можно подписать бухгалтерскую и налоговою отчетность, договоры, первичные документы для обмена с контрагентами, а также внутриорганизационные бумаги. Например, при заверении авансового отчета также можно использовать электронную подпись. При этом он будет равнозначен своему бумажному аналогу и может быть принят в расходы по налогу на прибыль.

Подписывать внутренние документы электронной подписью законно

Порядок применения электронной подписи установлен Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Далее – Закон № 63-ФЗ).

Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к подписываемой информации или иным образом связана с такой информацией. Она предназначается для идентификации лица, удостоверяющего электронный документ, и является полноценной заменой собственноручной подписи (ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

В свою очередь пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлено, что первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Положения Налогового кодекса РФ позволяют в качестве расходов признать обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Условие — они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данные расходы можно подтвердить только при наличии документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, авансовые отчеты, удостоверенные электронной подписью, могут признаваться расходами и включаться в базу по налогу на прибыль.

Виды электронных подписей

Для подписания электронных документов с момента вступления в силу Закона № 63-ФЗ предусмотрены следующие виды электронной подписи:

1. Простая и неквалифицированная подпись. Удостоверенный ими электронный документ может считаться равнозначным бумажному, если это не запрещено законом или согласовано между участниками электронного взаимодействия (п. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Простая электронная подпись создается посредством использования кодов, паролей или иных средств и подтверждает факт формирования подписи определенным лицом.

Неквалифицированная подпись характеризуется следующими признаками:

  • получается в результате криптографического преобразования информации с применением ключа электронной подписи. При ее создании используются средства электронной подписи;
  • позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  • позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания

2. Квалифицированная электронная подпись. Ею можно подписать практически любой электронный документ, и он будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Исключение в этом случае составляют те документы, которые в соответствии с законодательством должны оформляться исключительно на бумажном носителе (п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). Она соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи с небольшими дополнениями:

  • ключ проверки подписи указан в квалифицированном сертификате;
  • для ее создания и проверки используются средства электронной подписи, которые соответствуют законодательно установленным требованиям.

Какую подпись выбрать?

Вопрос о том, какую подпись ставить на электронном авансовом отчете в целях его принятия в расходы по налогу на прибыль поднимался неоднократно. Ответы чиновников были в пользу налогоплательщиков, но вот требования к электронной подписи менялись в связи с вносимыми в законодательную базу изменениями.

Так, в одном из своих ранних разъяснений, Минфин России указывает, что авансовый отчет может быть заверен электронной цифровой подписью и включен в налогооблагаемые расходы (письмо Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/1/3). Отметим, что в основу вывода чиновников лег ныне отмененный пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В другом письме ведомство также разрешает учитывать электронные авансовые отчеты при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина России от 12.04.2013 03-03-07/12250). Однако делает акцент на использование именно квалифицированной электронной подписи. Чиновники отметили, что в Налоговом кодексе РФ не определены случаи, когда электронный документ, удостоверенный неквалифицированной электронной подписью, признается равнозначным его бумажному аналогу. Следовательно, чтобы подтвердить расходы, налогоплательщику необходимо удостоверить документ квалифицированной электронной подписью.

В рассматриваемом письме Минфин России подчеркивает, что для включения электронного авансового отчета в базу по налогу на прибыль достаточно простой или усиленной неквалифицированной электронной подписи. Одновременно чиновники обращают внимание, что в соответствии пунктом 2 статьи 6 Закона № 63-ФЗ, наличие такой подписи обязательно для всех участников составления документа.

О.А. Федун, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Применение простой или усиленной неквалифицированной электронной подписи

Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Электронная цифровая подпись: просто о важном

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами

наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание


Читать оригинал