Не так давно Налоговая служба дала разъяснения о порядке обжалования решений и действий инспекторов во время проверки контрольно-кассовой техники. Журнал «Расчет» попросил Ольгу Омельченко, юриста, руководителя компании «Диалог Эксперт», изучить комментарии ФНС и рассказать о них.
В марте на своем официальном сайте ФНС России опубликовала разъяснения о нюансах обжалования решений налоговых органов и действий контролеров во время проверки работы кассовой техники компаний и индивидуальных предпринимателей.
Служба отметила, что «скорректирован порядок обжалования решений контрольных органов, действий или бездействия их должностных лиц при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также при производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции», – говорится в сообщении на сайте ведомства.
Прежде чем рассказать о правилах обжалования результатов кассовой проверки, стоит напомнить, что все субъекты предпринимательской деятельности обязаны применять контрольно-кассовую технику при приеме средств от клиентов. При этом не имеет значения, кто именно является покупателем: физическое лицо или компания.
Также как и не имеет значения, приобретает ли клиент товар или оплачивает произведенные работы или полученные услуги. Кассу нужно применять в любом случае.
Контроль и надзор за соблюдением правил использования ККТ законодательство возлагает на Налоговую службу. Такое правило закреплено в статье 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Мораторий на кассовые проверки
В 2020 году, во время пандемии, проводить проверки бизнеса, в том числе в отношении кассовой дисциплины, было нельзя. Власти наложили на такие контрольные мероприятие соотвествующий мораторий.
Спустя год, в 2021 году, правительством РФ ограничения были сняты, к контролерам снова вернулось право проверки соблюдения бизнесом всех законодательных требований, касающихся использования кассовой техники. Более того, Налоговая служба имеет возможность провести кассовую проверку и за прошлый год, то есть за время, когда действовали ограничения на контрольные мероприятия.
Связано это с тем, что срок давности привлечения организации к административной ответственности за налоговые правонарушения составляет один год. Соответствующие разъяснения были даны в письме ФНС России от 21 апреля 2021 года № AБ-2-20/671@.
Обратите внимание, периодичность проведения проверок ревизорами законодательно не ограничена. Это значит, что всегда есть вероятность начала такого контрольного мероприятия. Основанием для этого будет каждый факт поступления в ФНС обращения заинтересованного лица.
Что происходит после завершения проверки правильности соблюдения фирмой применения кассы?
Результаты таких контрольных мероприятий оформляются актом налогового органа. При этом предприниматели имеют право обжаловать полученные от инспекторов документы, а также иные действия или бездействие должностных лиц ФНС. Далее рассмотрим подробнее порядок шагов, необходимых совершить коммерсантам во время обжалования.
Досудебный порядок
Законодательство дает бизнесу два сценария обжалования результатов проведенной кассовой проверки: досудебный и судебный. Первый реализуется посредством направления жалобы через Единый портал госуслуг в вышестоящий налоговый орган. Как правило, это будет управление ФНС по соответствующему региону.
Личный кабинет портала «Госуслуги» позволяет в режиме реального времени отслеживать статус поданного ходатайства, ход его движения и результат рассмотрения.
Обязательным условием является наличие у индивидуального предпринимателя или организации, направляющей жалобу, подтвержденной учетной записи и ключа электронной цифровой подписи.
До 2023 года досудебный порядок обжалования является не обязательным к соблюдению. Другими словами, если речь идет об обжаловании результатов проверки ККТ ревизорами, то с такой жалобой компания или ИП может обратиться напрямую в суд.
Срок для досудебного обжалования
Сроки для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган различаются в зависимости от того, вступил ли в законную силу обжалуемый документ.
Так, апелляционная жалоба на не вступившее в законную силу решение подается в течение одного месяца со дня вручения документа под расписку, а на вступившее в законную силу – в течение одного календарного года со дня его вынесения.
Порядок рассмотрения
Жалобы, направленные бизнесом в вышестоящий налоговый орган, обычно рассматриваются без участия заявителя. Исключение составляют существенные противоречия в материалах дела и доводах предпринимателей. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня ее поступления.
Решение об удовлетворении сообщения, изложенного в жалобе или в отказе, подлежит направлению заявителю в течение трех дней со дня его вынесения.
Судебный порядок
Как уже отмечалось, компания или ИП могут обратиться в судебную инстанцию, минуя досудебный порядок.
Подать иск можно и после вынесения решения в случае, если коммерсант попытался урегулировать спор с ревизорами через подачу жалобы, но вынесенное решение не удовлетворило бизнес. Подсудность таких дел – арбитражный суд региона по месту нахождения налогового органа, действия которого обжалуются.