Порядок выдачи квалифицированной электронной подписи хотят изменить

Автор: | 23.08.2019

Порядок выдачи квалифицированной электронной подписи хотят изменить

В середине лета стало известно о намерении властей ужесточить порядок выдачи квалифицированных электронных подписей, а также изменить правила работы с ними. Поправки в законодательство уже собрались принимать в Госдуме, но внезапно обсуждение законопроекта перенесли на осеннюю сессию. Попробуем выяснить, почему изменения вызывали острую дискуссию между бизнесом и властью.

Законопроект, вызвавший оживленную полемику в бизнес-сообществе, был подготовлен и направлен в правительство Андрем Турчаком, заместителем председателя Совета Федерации.

Документом предложено изменить порядок выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи для компаний и индивидуальных предпринимателей. Если сейчас юрлица и ИП могут получать такую подпись в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Минкомсвязью, то в случае принятия поправок выдавать такие подписи будет только Федеральная налоговая служба. Еще одно предлагаемое изменение: визировать документы 2 подписями: первая – корпоративная, та, которая выдана юридическому лицу, а вторая – личная подпись руководителя.

Цель проекта

Зачем государству менять давно сложившийся порядок? Все дело в махинациях. По данным представителя ФНС, опубликованным газетой «Ведомости», с начала 2018 года по II квартал 2019 года в Службе зарегистрировано более 43 000 эпизодов неправомерного применения квалифицированных электронных подписей.

88 млрд рублей – во столько Налоговая служба оценивает фиктивный оборот по выявленным в период с января 2018 года по I квартал 2019 года декларациям, подписанным КЭП, полученным на третьих лиц без их разрешения.

Источник «Коммерсанта» в финансово-экономическом блоке правительства приводит дополнительные цифры: в Ханты-Мансийском автономном округе выявлено, что 260 жителей Сургута незаконно зарегистрировали в Москве 985 компаний с применением цифровой подписи.

О существовании проблемы властям известно давно. Еще в 2017 году Минкомсвязь выступала с инициативой лишить удостоверяющие центры права выдавать усиленные квалифицированные электронные подписи. Основание: точно такое же, как и сейчас, – недоверие. Центры, выдающие подписи, работают с нарушениями. В своем предложении ведомство планировало оставить право выдачи таких подписей только за госорганами, в частности за Минкомсвязью и Казначейством, а также госучреждениями.

Экспертный совет при правительстве не принял инициативу ведомства. Причин, по которым тогда, в 2017 году, предложение отвергли, было сразу несколько. В частности, экспертный совет опасался сбоев в работе компаний и ИП, большого спроса на переходный период, а также фактического разрушения целой отрасли по выдаче подписей и увольнения 15 000 сотрудников удостоверяющих центров, занятых в отрасли на тот момент. К слабым местам собственного предложения Минкомсвязь относила тогда большой объем сотрудников, которых нужно будет нанять для выполнения той работы, которую выполняют удостоверяющие центры, а также сокращения налоговых поступлений в бюджеты, которые платят уже работающие компании. В случае принятия инициативы государству также пришлось бы нести и другие расходы, в частности на изменение самой системы выдачи подписей.

Отрицательное заключение на законопроект давало и Минэкономразвития. «Централизация механизма выдачи УКЭП, перевод выдачи УКЭП в разряд государственных услуг, повышенный размер государственной пошлины за выдачу УКЭП будут препятствовать широкому распространению современных технологий электронного документооборота среди граждан и юридических лиц, что не отвечает целям информатизации экономики, приведет к усложнению порядка взаимодействия хозяйствующих субъектов и государства», – говорилось в заключении ведомства.

Сложности перехода

За два с небольшим года, прошедших после обсуждения предложения Минкомсвязи, по большому счету ничего не изменилось. Претензии со стороны властей к удостоверяющим центрам остались точно такими же – высокие риски выдачи подписи, которая законодательно приравнивается к личной подписи человека, с последующим незаконным ее использованием.

Обратите внимание

Второй вариант закона устанавливает новый способ контроля работы удостоверяющих центров, но не меняет работу отрасли в целом. Сообщается, что альтернативный законопроект создан при поддержке бизнес-сообщества.

Так как проблема решена не была, логично предполагать, что ее масштаб только усугубился. В началу 2017 года в России было выдано более 3,5 млн усиленных квалифицированных электронных подписей. А количество УКЭП, по оценкам участников рынка, увеличивалось не менее чем на 30% в год.

Критика проекта

Почему нынешнее предложение вызвало такую оживленную полемику? Предложение кажется сырым, такое мнение высказал Станислав Супрунов, член Совета Московского отделения «Опоры России»:

«Попытка подобной дополнительной страховки [от недобросовестных получателей цифровых подписей – прим. ред.] выглядит как сырая инициатива, способная лишь помешать деятельности предприятий. Система явно усложнится, мгновенно возникнут очереди, неразбериха – и в итоге это еще более затруднит жизнь у наиболее многочисленной и слабой части предпринимательского сообщества – малого бизнеса».

Передача права выдачи усиленных цифровых подписей Налоговой службе, отмечают эксперты, создаст повышенный риск технического сбоя, который может привести к существенным проблемам у компаний. ФНС – одно из самых передовых (если не самое передовое) ведомств в области цифровизации.

Служба имеет существенный опыт внедрения и использования электронных сервисов и систем. Но даже это не избавляет Службу от сбоев. Наверняка все бухгалтеры помнят несколько эпизодов нарушения работы электронных систем налогового ведомства только в этом году.

И наоборот, сохранение уже существующей технологии по выдаче подписей через удостоверяющие центры сохранит стабильность работы системы в целом даже в случае технических перебоев.

Другая проблема, на которую в том числе ссылаются в направленном письме премьер-министру Дмитрию Медведеву представители некоммерческого партнерства ECR (объединяет крупнейших ретейлеров и производителей), – изменение информационных систем компаний в случае необходимости использования сразу 2 цифровых подписей, пишет РБК. Изменение повлечет дополнительные расходы компаний, а также увеличит время обработки документов. Против 2 подписей выступают и эксперты.

«Очень странным, избыточным с точки зрения безопасности является предложение ввести в регламент электронного документооборота две одновременные электронные подписи: юридического лица и личную руководителя», – так прокомментировал это предложение Станислав Супрунов.

Еще один аргумент бизнес-сообщества против изменения действующий системы – рост возможных издержек компании. Средняя цена такой подписи сегодня составляет 1500 рублей, в случае же передачи полномочий по созданию КЭП Налоговой службе ее цена может возрасти до 2500 рублей. Именно такая сумма фигурировала в предложении Минкомсвязи в 2017 году.

Реформирование системы выдачи подписей потребует не только существенных затрат от бизнеса, но и от государства. Юрий Малинин, президент Ассоциации РОСЭУ (Разработчики и операторы систем электронных услуг) в колонке изданию «ФедералПресс» отмечает: «Расчеты экспертов показывают, что на перестройку информационных систем бизнесу придется потратить более 30 млрд рублей. Государству доработка систем электронного документооборота обойдется как минимум в 20 млрд рублей».

Другой путь

Есть альтернативы, второй вариант закона, который устанавливает новый способ контроля работы удостоверяющих центров, но не меняет работу отрасли столь радикально. Сообщается, что предложения созданы и подготовлены при поддержке бизнес-сообщества. Автором альтернативного законопроекта стала член Совета Федерации от Саратовской области Людмила Бокова.

Обратите внимание

88 000 000 000 рублей во столько ФНС оценивает фиктивный оборот по выявленным с января 2018 года по I квартал 2019 года декларациям, подписанным УКЭП, полученным на третьих лиц без их разрешения.

Законопроект также ужесточает требования к удостоверяющим центрам, но не передает право выдачи усиленных квалифицированных подписей только ФНС.

В первой версии проекта, чтобы продолжить работу, УЦ должны соответствовать нескольким критериям, в том числе такие компании должны обладать не менее 1 млрд рублей собственного капитала или не менее 500 млн рублей, но с условием работы филиалов не менее чем в трех четвертях регионов.

Проектом также предполагается введение уголовной ответственности «за заведомо умышленные действия сотрудников». В тоже время предложение Людмилы Боковой предполагает наделить Налоговое ведомство правом приостанавливать сертификат, таким образом, у ревизоров появится возможность противостоять недобросовестным налогоплательщикам при их выявлении. Вторая версия законопроекта предлагает усилить контроль над удостоверяющими центрами, в том числе за счет вновь созданного органа, принимающего решение об аккредитации УЦ.

Второй проект закона учитывает интересы и государства, и бизнеса, однако на рассмотрение в правительство он не поступал.

Что изменится к осенней сессии Госдумы и какой законопроект все-таки будут рассматривать и принимать, пока неизвестно.

Будем надеяться, что власти услышат коммерсантов и совместно все заинтересованные стороны примут тот проект закона, который устроит всех.


Читать оригинал