
Возможны ли ограничения или особенности при составлении договора о предоставлении услуг с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в России, но являющимся гражданином Беларуси?
В России иностранные граждане имеют права и несут обязанности, как и граждане России (за исключением некоторых случаев). Это предусмотрено статьей 62 части 3 Конституции РФ и статьёй 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 1201 Гражданского кодекса Российской Федерации, право гражданина заниматься предпринимательством как индивидуальный предприниматель без создания юридического лица устанавливается по законам государства, где это гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранный гражданин может заниматься предпринимательством в России, оформив статус индивидуального предпринимателя.
Так как правовой статус определён законами России, работа с иностранными предпринимателями практически не отличается от работы с российскими.
Согласно подпункту «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются граждане РФ, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.
Этот документ даёт иностранцу право на постоянное проживание в России и свободный въезд-выезд из неё (п. 1 ст. 2 Закона № 115‑ФЗ). Иностранцы, не являющиеся постоянно проживающими в РФ по виду на жительство, считаются нерезидентами (подп. «а» п. 7 части 1 ст. 1 Закона № 173‑ФЗ).
Выполнение этого условия обязательно. Иначе юридическое лицо может быть привлечено к ответственности по статье 15.25 КоАП РФ, где предусмотрено наказание в виде административного штрафа от 20 до 40 процентов суммы нелегальной валютной сделки.
Республика Беларусь не считается недружественным государством, поэтому санкции не применяются к взаимодействию с гражданами Республики Беларусь.
Законодательством не установлены особые правила оформления договора об оказании услуг с белорусским гражданином.
Иностранные граждане, включая граждан Республики Беларусь, могут работать самозанятыми в России и платить налог на профессиональный доход.
Для регистрации как плательщиков НПД требуется состоять на учете в налоговой инспекции. По постановке на учет физических лиц в налоговых органах РФ подлежат по месту жительства, по месту принадлежащего им имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (ст. 83 НК РФ).
Чтобы встать на учет в налоговой инспекции, иностранцу необходимо подать заявление и документы: удостоверение личности и разрешение на проживание в России.
Физические лица могут подать заявление в любой налоговый орган, который работает с физическими лицами, лично или заказным письмом по почте с заверенными документами.
Какие документы нужны для приема на работу гражданина Беларуси?
Как оформить трудовой договор с гражданином Белоруссии, временно проживающим в России?
Принимая на работу гражданина Республики Беларусь, оформление производится аналогично российским гражданам. На граждан Республики Беларусь не распространяется действенный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, основанный на национальном законодательстве.
Граждане страны обладают правом на оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, охрану и условия труда, другие аспекты трудовых отношений, медицинскую помощь и другие социальные гарантии, равные с гражданами России.
При найме граждан Беларуси в трудовой договор должны быть включены те же сведения и условия, что и при трудоустройстве граждан России.
Роструд опубликовал напоминание об этом на своей платформе Онлайнинспекция.рф.
Принимаем на работу экс-госслужащего из Белоруссии
При приёме на работу в Санкт-Петербурге гражданина Беларуси, имевшего статус госслужащего в своей стране, требуется ли оповещение его прежнего работодателя?
Прием на работу экс-госслужащих имеет больше сложностей, чем трудоустройство остальных сотрудников. При заключении договора с гражданами, которые занимали государственные должности, компания обязана уведомить предыдущего работодателя по последнему месту службы специалиста (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).
Важно помнить: указанные условия касаются не всех госслужащих, а лишь тех, чьи должности перечислены нормативными правовыми актами РФ. Бывшего работодателя необходимо уведомлять в течение двух лет после увольнения с государственной службы.
В случае устройства работника в компанию по прошествии двух лет уведомление не нужно; об оформлении трудового договора следует сообщить в течение десяти дней со дня его подписания.
Сотрудники, занимавшие должности государственной службы, перечень которых определён нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы обязаны сообщить новому работодателю сведения о последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ).
Президент Российской Федерации указал, что все требования распространяются на граждан России, занимавших должности государственной службы из перечисленных списков (Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, руководители подразделений центрального аппарата Министерства гражданской обороны России и подобные должности также входят в число государственных органов и организаций РФ.
Закон ясно определяет, что перечни должностей устанавливаются нормативно-правовыми актами России. В связи с этим, должности госслужбы иностранных государств не могут быть включены в данные списки.
«Категорические» чиновники
Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ, лиц, занимавших государственные должности, можно условно разделить на три группы.
Государственные и муниципальные служащие, занимавшие должности, не указанные в специальных перечнях2, не имеют никаких обязанностей ни перед новым работодателем, ни перед предыдущим. Новый работодатель также не имеет обязательств перед работодателем по последнему месту службы чиновника.
Чиновники, занимавшие должности из специальных перечней, но не выполнявшие отдельных функций государственного или муниципального управления в организации, куда устраиваются. Такие сотрудники обязаны новому работодателю, но не прежнему. Новый работодатель при приеме на работу обязан выполнять обязательства перед прежним работодателем.
Чиновники, замещавшие должности из специальных перечней, имели обязанности государственного, муниципального (административного) управления в организации, куда трудоустраивались. У таких чиновников были обязательства как перед новым работодателем, так и перед работодателем по последнему месту службы. Новый работодатель также имел обязательства перед работодателем по последнему месту службы.