Оценка профессиональных рисков – важный элемент в системе охраны труда. Без нее не получится правильно обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, провести инструктажи, стажировку работников и их обучение.
Обязанность по оценке профессиональных рисков
Каждый работодатель должен проводить мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Эти требования установлены в новой редакции ст. 218 ТК РФ, которая действует с 1 марта 2022 года.
Работодатель обязан обеспечить:
-
систематическое выявление профессиональных рисков, а также регулярный анализ и оценку;
-
разрабатывать меры, направленные на оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
-
информировать работников о существующих профессиональных рисках и их уровнях.
Что такое оценка профессиональных рисков?
Оценка профессиональных рисков – это комплексное мероприятие, цель которого обнаружить все потенциальные опасности, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия, оценить их уровень и разработать эффективные инструменты управления рисками.
Оценке подлежат:
-
рабочие места;
-
оборудование, инструменты и приспособления;
-
помещения;
-
материалы и сырье;
-
рабочие процессы и другое.
После глобальных поправок в охране труда оценку профессиональных рисков отражают почти во всех документах по охране труда, поэтому она так важна.
Оценку профессиональных рисков может проводить:
-
либо сам работодатель своими силами;
-
либо специализированные организации, выполняющие оценку на договорной основе.
Алгоритм оценки уровня профессиональных рисков рабочего места
1. Выбрать метод оценки уровней профессиональных рисков.
В рекомендациях Минтруда, утв. приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796, приведены методы оценки профессионального риска.
2. Выявить опасности, определить степень и допустимость риска.
3. Провести оценку профессиональных рисков.
4. Составить карту уровня профессионального риска.
5. Утвердить план мероприятий по управлению профрисками. В план включают:
-
исключение опасной работы (процедуры);
-
замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
-
реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
-
реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
-
использование средств индивидуальной защиты.
Какие документы должны быть в организации по оценке рисков
Минимум, что должен утвердить работодатель:
- приказ о создании комиссии, если оценку проводит сам.
- методику оценки рисков.
- перечень рабочих мест для оценки.
- форму карты уровня профессионального риска.
- реестр опасностей.
Как могут оштрафовать
Невыполнение требований трудового законодательства грозит штрафом по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размер штрафа:
-
для организаций – от 50 000 до 80 000 руб.
-
для должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;
-
для ИП – от 2000 до 5000 руб.
Нормативная база
При оценке профессиональных рисков нужно руководствоваться:
-
Рекомендациями по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утв. приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 № 796.
-
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утв. приказом Минтруда России от 31 января 2022 г. № 36 ;
-
ГОСТ Р 12.0.010-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», утв. приказом Ростехрегулирования от 10 декабря 2009 г. № 680-ст.
-
ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технология оценки риска», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2019 г. № 1405-ст.
-
ГОСТ Р МЭК 61508-1-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29 октября 2012 № 586-ст.
-
Р 2.2.1766-03. 2.2. «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003.