Отказное письмо — письмо, в котором управомоченные органы сообщают, что для производства или продажи определенного вида товаров не требуется получать специальные документы. В статье расскажем, обязательно ли оформлять такое письмо, в каких случаях и как это сделать.
Что такое отказное письмо?
Чтобы производить или продавать какой-либо товар, нужно, чтобы он соответствовал установленным требованиям — был изготовлен из безопасных материалов, не вреден для здоровья потребителей, соответствовал требованиям ГОСТов. Подтверждением соответствия являются специальные документы — сертификаты или декларации соответствия. Однако некоторые виды товаров можно реализовывать и без этих документов.
Законом не предусмотрена необходимость обязательно получать на такие товары отказное письмо, т.е. документ, из которого будет следовать, что товар можно реализовывать без деклараций и сертификатов. Но иногда все же требуется представить доказательства того, что для производства или продажи не требуются разрешительные документы. Таким доказательством как раз и будет отказное письмо, оформленное в установленном порядке.
Кто может запросить отказное письмо?
Подтверждение того, что для товара не нужно оформлять сертификат или декларацию, могут попросить предъявить:
- таможенные органы;
- Роспотребнадзор;
- маркетплейсы;
- обычные покупатели.
Если отказного письма в момент получения соответствующего запроса у продавца не будет, придется получать его в ускоренном режиме, возможно, доплачивая за срочность.
Отдельно стоит сказать о торговле на маркетплейсах. Если решено реализовывать товар именно таким образом, о получении отказного письма стоит побеспокоиться заранее. Дело тут вот в чем. Обычно на стадии регистрации на сайте и заполнения карточки товара маркетплейс уже требует указать реквизиты отказного письма. Теоретически в этот момент можно написать произвольные данные, так как какой-либо проверки электронная площадка не осуществляет. Но впоследствии маркетплейс в любой момент вправе попросить предоставить документ, обосновывающий отсутствие у продавца декларации или сертификата. Если продавец не сможет оперативно его показать (в среднем — в течение 3 дней), то его продажи приостановят до тех пор, пока соответствующий документ не будет предоставлен.
Не стоит также забывать и о праве маркетплейса взыскать с продавца убытки, понесенные в связи с отсутствием разрешающего документа. Если же продавец торговал на маркетплейсе без отказного письма неоднократно, договор с ним могут расторгнуть навсегда.
Кто выдает отказные письма?
Отказное письмо может выдать:
- производитель товара. Соответственно, если продавец торгует чужой продукцией, он может попросить такое письмо у производителя;
- сертификационный центр. Важно, чтобы у выбранного центра была аккредитация, т.е. разрешение заниматься сертификацией и декларированием товаров и выдавать соответствующие документы.
Чтобы убедиться, что сертификационный центр работает законно, можно проверить наличие у него аккредитации на сайте Росаккредитации.
Для получения отказного письма нужно подать в центр следующие документы:
- заявку установленной формы (спросить в самом центре);
- данные заказчика и его учредительные документы;
- информацию о товаре (название, вид, описание, код ОКП или ТН ВЭД);
- контракт или инвойс, если речь идет об импортном товаре.
Конкретный перечень необходимых документов лучше уточнять в выбранном сертификационном центре.
Форма отказного письма
Отказное письмо может быть составлено в произвольной форме, но важно отразить в нем, кем, кому и когда оно выдано, на какой товар, а также указать, что на данный товар не требуется деклараций и сертификатов соответствия.
При этом в одном письме могут быть указаны несколько различных видов товара. Но вот адресат, т.е. компания или ИП, которые вправе торговать на основании этого письма, может быть только один.
В статье использованы фото с сайта freepik.com