Несколько последних месяцев государство регулярно вводит дополнительные меры поддержки бизнеса, работающего в цифровом секторе экономики. Наиболее существенными оказались льготы, созданные в марте этого года, но не прошло и нескольких месяцев – и власти предлагают для ИТ-компаний новые преференции. Алексей Поткин, юрисконсульт отдела налогового консультирования КСК ГРУПП, рассказал журналу «Расчет» о предложении Минцифры.
Государство продолжает развивать все новые льготы для цифрового сектора экономики.
Так, Минцифры предложило региональным властям ввести налоговые льготы для поддержки предпринимателей и компаний ИТ-сферы. Это следует из письма главы ведомства Максута Шадаева от 30 марта 2022 года, адресованного высшим должностным лицам субъектов России. Информацию о письме впервые опубликовало издание «Ведомости».
В документе отмечается, что сфера информационно-коммуникационных технологий имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого и бесперебойного функционирования системы государственного управления и секторов экономики.
Комплексная программа поддержки предпринимателей и компаний ИТ-сферы реализуется для обеспечения ускоренного развития отраслей информационных технологий в связи с учетом поручений Правительства РФ, данных в рамках Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года № 83.
Ранее был реализован комплекс мер по поддержке отрасли, включающий в себя:
-
снижение ставки по налогу на прибыль организаций, работающих в цифровой отрасли, до 0%;
-
пониженные тарифы страховых взносов, составляющие в сумме 7,6%;
-
освобождение ИТ-компаний от налогового, валютного и других видов контроля;
-
а также иные неналоговые меры стимулирования развития сектора.
Кроме того, теперь из федерального бюджета будут ежегодно выделяться средства на поддержку перспективных разработок отечественных компаний в области информационных технологий.
Новые инструменты поддержки
В своем обращении к главам регионов Минцифры просит принять ряд дополнительных мер поддержки на уровне субъектов федерации на период с 2022 по 2024 годы. Расскажем о них подробнее.
Ведомство предлагает установить для ИТ-компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставки налога в размере 1% при объекте налогообложения «доходы» и 5% при объекте налогообложения «доходы минус расходы».
Действующий сейчас механизм УСН предусматривает право субъектов страны менять ставку спецрежима в пределах от 1% до 6% при объекте налогообложения «доходы» и в пределах от 5% до 15% для доходно-расходной «упрощенки» с целью стимулирования отдельных категорий налогоплательщиков.
Также Минцифры предлагает снизить не менее чем в два раза ставки налога на имущество организаций, земельного налога для объектов связи и центров обработки данных.
Кроме этого, ведомство считает целесообразным снижение не менее чем в два раза ставки арендной платы по договорам аренды государственного и муниципального имущества для объектов связи и центров обработки данных.
Стоит обратить внимание, что согласно пункту 3.1.13. ГОСТ Р 58811-2020 под центром обработки данных понимается специализированный объект, представляющий собой связанную систему ИТ и инженерной инфраструктуры, оборудование и части которых размещены в здании или помещении, подключенных к внешним сетям, как инженерным, так и телекоммуникационным.
А под объектами связи понимаются здания, сооружения, в том числе линейно-кабельные, отдельные пространства для размещения средств связи, а также мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи (п. 34 ГОСТ Р 53801-2010).
В комментируемом письме Минцифры предлагает также начать предоставление региональных грантов индивидуальным предпринимателям и организациям, работающим в цифровой сфере.
Право на преференции
Для применения указанных льгот компания должна быть правообладателем программ для ЭВМ, включенных в единый реестр российского ПО и баз данных, и (или) иметь документ о государственной аккредитации в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Ранее ведомство пояснило, что в настоящее время единственным условием аккредитации является соответствие вида деятельности организации следующим группам кодов ОКВЭД: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4, 62.03.13, 62.09, 63.11.1.
В министерстве отмечают, что прохождение аккредитации в настоящее время является необходимым, но в соответствии с НК РФ недостаточным условием для получения ИТ-компанией возможности применения пониженных тарифов на уплату страховых взносов и нулевой ставки налога на прибыль организаций.
Дополнительно для применения этих льгот доля доходов от ИТ-деятельности должна составлять не менее 90% доходов предприятия.
Предложения по введению преференции региональными властями были вызваны возрастающим количеством обращений предпринимателей и компаний из ИТ, поскольку комплекс налоговых послаблений, введенных в марте 2022 года, коснулся налога на прибыль и НДС, которые при упрощенной системе налогообложения не уплачиваются.
Экономический эффект от нового комплекса мер состоит в существенном снижении налогового бремени субъектов МСП, осуществляющих деятельность в цифровой сфере. В условиях санкций государство идет навстречу ИТ-компаниям и стремится максимально поддержать отрасль.
Средства, высвободившиеся в результате экономии на налоговых платежах, бизнес может направить на собственное развитие и финансирование текущей деятельности.
Обособление, а не дробление
В недавнем письме Налоговая служба дала оценку таким действиям бизнеса, в результате которых ИТ-подразделение компании может стать самостоятельным юридическим лицом.
Активная государственная поддержка ИТ стимулировала многие крупные компании выделять свои цифровые подразделения в самостоятельное юридическое лицо для оптимизации налоговой нагрузки. До марта 2022 года такую реорганизацию нужно было проводить крайне осторожно, поскольку налоговики расценивали это как искусственное дробление бизнеса.
Однако в письме от 17 марта 2022 года № СД42/3289 ФНС России указала, что сама по себе реорганизация путем разделения юридического лица или выделения из него другой компании, в результате чего ИТподразделение обособляется в самостоятельное юридическое лицо, не может рассматриваться налоговыми органами как действие, имеющее признаки схемы, направленной на уклонение от налогообложения, в том числе дробление, необоснованное получение налоговых льгот и прочее.