Предоставление клиентам скидок – процедура вполне законная. Но при несоблюдении продавцом определенных правил такие «дружеские жесты» могут обернуться серьезными налоговыми проблемами. Как правильно оформить предоставление скидки, рассказала Анна Мишина.
Многие торговые компании, если не все, стараются привлечь новых клиентов и удержать старых, предоставляя им через своих дистрибьюторов различные скидки или бонусы. А чтобы фирмы, предоставляющие своим дистрибьюторам нестандартные условия реализации, не беспокоились о том, как задуманный ими «аттракцион невиданной щедрости» будет расценен налоговыми инспекторами, необходимо с самого начала позаботиться о грамотном оформлении всех операций.
Итак, изначально саму возможность предоставления покупателям бонусов необходимо закрепить в учетной политике предприятия. Нужно четко прописать, в каких случаях, в каких видах и в каких размерах предоставляются скидки. Не забудьте указать, с какой целью ваша организация собирается предоставлять клиентам льготы, например, для продвижения товаров на рынке, наращивания клиентской базы и пр. Затем все эти положения о скидках должны быть отражены во внутренних документах компании, например, в прайс-листах.
Все озвученное выше – очень хорошо и будет крайне полезно, но этого не всегда достаточно. Теперь «бонусные условия» необходимо зафиксировать в договоре. Ведь бонус или скидка – это, по сути, уменьшение ранее заявленной цены товара. А изменение стоимости после заключения контракта опускается в случаях и на условиях, предусмотренных тем же договором или допсоглашениями к нему (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
Обратите внимание
Если скидки не предусмотрены в договорах с контрагентами, а закреплены в дополнительных соглашениях, они являются невыгодными для поставщика, а значит – экономически неоправданными, и не могут быть отнесены на уменьшение прибыли в целях налогообложения.
«В качестве примера можно рассмотреть отношения в рамках дистрибьюторского договора, – комментирует Татьяна Артамонова, руководитель отдела продаж подмосковной компании, занимающейся продажей стройматериалов. – Дистрибьютор – это фирма, работающая на условиях договора, согласно которому она должна выполнять ряд определенных требований при организации сбыта товаров партнера-поставщика. Так вот, в таких соглашениях часто закрепляется правило, согласно которому за повышение объема закупок предусматривают вознаграждение – скидку с цены единицы товара. Кроме того, скидка может быть предусмотрена и в том случае, если распространитель приобретает покупателем полный ассортимент продукции. В то же время в договоре может быть предусмотрено и условие уменьшения уже предоставленной скидки. Например, таким образом может быть выражена ответственность за нарушение какого-то условия соглашения».
В любом случае, в договоре должен быть четко сформулирован и предусмотрен порядок и условия предоставления скидки, ведь покупатель получает бонус не просто так, а за выполнение установленных правил сделки, например, за приобретение полного ассортимента товара поставщика, а также при условии достижения покупателем определенного объема закупок или если покупатель оплачивает товар раньше срока, указанного в соглашении. В противном случае фирма-продавец рискует получить не прибыль от работы дистрибьюторов, а проблемы – в том числе налоговые. Именно в такую ситуацию совсем недавно попала одна фармацевтическая компания, легкомысленно отнесшаяся к вопросу оформления предоставляемых покупателям скидок.
Одна скидка – два мнения
Коммерческая фирма, занимающаяся, как уже было сказано, поставкой фармацевтических товаров, предоставляла компаниям-дистрибьюторам бонусы, расходы на которые указывала как внереализационные для целей налогообложения прибыли. Так продолжалось вплоть до очередной выездной проверки. Лишь узнав о столь щедром предоставлении бонусов, налоговики сразу попросили предъявить им все документы: договоры, дополнительные соглашения к ним, акты на предоставление вышеуказанных скидок, подписанные представителями организаций, подтверждающие правомерность предоставления скидок и включения их в расходы для целей налогообложения прибыли.
После изучения всех интересовавших бумаг инспекторы обнаружили солидную недоимку налога на прибыль. За это предприятию было предписано доплатить налог и перечислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Коммерсанты с таким решением не согласились и отправили обращение в вышестоящую налоговую инстанцию, впрочем, этот маневр никаких результатов не принес. Тогда бизнесмены обратились в арбитраж с заявлением о признании решения ИФНС о доплате налога на прибыль и перечислении соответствующих пеней недействительным.
Обратите внимание
Впервые скидки, вернее распродажи, начали проводить европейские торговцы в конце XVIII века. Вызвано появление товара по сниженной цене было тем, что продукция начала производиться в массовом объеме, что повлекло за собой появление остатков товара.
Суд первой инстанции поддержал требование компании (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 апреля 2014 г. по делу № А40- 13473/14). А вот апелляция посмотрела на ситуацию по-иному. Оценив предоставленные им договоры купли-продажи и допсоглашения к ним применительно к статьям 252, 265, 11 НК РФ и с учетом норм гражданского законодательства об условиях договора поставки, апелляционные арбитры установили, что условия предоставления скидок в них попросту отсутствуют! В перечисленных документах нет ни слова о предоставлении дистрибьюторам бонусов. Скидки отражены лишь в актах, которые оформлялись уже после передачи товаров покупателям. И даже в них бонусы прописывались просто как факт, в отсутствие каких-либо формул расчета и обоснований предоставления. В такой ситуации весь экономический смысл скидки неминуемо исчезает, поскольку организация-продавец предоставляет скидку без выполнения каких-либо предусмотренных договором условий, при этом не обосновано сокращение дохода от реализации для целей исчисления налога на прибыль. Другими словами, требования налоговиков об уплате недоимки и пеней абсолютно законны – решили арбитры (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2014 г. по делу № А40-13473/14).
Не прописана – значит не обоснована
Новая жалоба – на этот раз кассационная – продвинула спор дальше. Но тут бизнесменов постигла неудача. Поддерживая позицию своих коллег из апелляции, судьи кассационной инстанции тоже решили, что доводы инспекции о неправомерном включении в состав внереализационных расходов скидок, предоставленных организациям-покупателям, являются законными. Служители Фемиды указали, что, согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в данном своде законов, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условиями договора поставки может быть предусмотрено получение покупателем скидки, бонуса или премии за выполнение некоторых условий, например, достижение определенного объема покупки за установленный в договоре срок, не изменяющей цену поставляемого товара.
Далее, в соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде скидки, предоставленной продавцом согласно определенным условиям контракта, в частности – объема закупок. Однако внереализационные расходы признаются для целей налогообложения прибыли только в том случае, если они будут признаны обоснованными. Здесь судьи напомнили, что под обоснованными тратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А под документально подтвержденными расходами понимаются, в частности, затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством.
Условие договора
Пункт в контракте о дистрибьюторских скидках можно сформулировать, например, так:
«...
7. Скидки.
7.1. При приобретении Товара в количестве более 200 (Двухсот) наименований в течение 1 (Одного) календарного месяца, размер предоставляемой Дистрибьютору скидки от цены, указанной в соответствующей Спецификации, составляет 10% (Десять процентов);
7.2. При приобретении и последующей реализации Товара в количестве от 130 (Ста тридцати) наименований до 160 (Ста шестидесяти) наименований в течение 1 (Одного) календарного месяца, размер предоставляемой Дистрибьютору скидки от цены, указанной в соответствующей Спецификации, составляет 12% (Двенадцать процентов).
7.3. По итогам каждого месяца Стороны оформляют акт сверки взаимных расчетов. Проект акта в двух экземплярах оформляет Дистрибьютор и передает его Поставщику до 15-го (Пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, Поставщик подписывает его и возвращает Дистрибьютору один экземпляр в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения проекта акта.
...»
В данном же случае в договорах купли-продажи, заключенных с дистрибьюторами, как, впрочем, и в допсоглашениях к ним, условия предоставления скидки отсутствовали с самого начала. Другими словами, скидки между продавцом и дистрибьюторами предусмотрены не были. Более того, в представленных фирмой-поставщиком актах, датированных позже даты фактической поставки товаров, также отсутствуют какие-либо определенные условия, за выполнение которых дистрибьюторам могли бы быть предоставлены бонусы. В материалах дела имеются только акты, в которых сумма скидки указана просто как факт, без всяких обоснований, пояснений, условий и алгоритмов ее расчета. Но это, по мнению арбитров, делает невозможным определить правильность расчета скидки.
Далее служители Фемиды обратили внимание на то, что в нескольких из представленных актов основанием для представления скидок являлось возникновение курсовых потерь у покупателя, произошедших из-за падения рубля. Таким образом, бонусы предоставлялись дистрибьюторам без выполнения ими каких-либо условий договора. И, как уже было отмечено выше, по закону условия предоставления скидки должны быть в обязательном порядке согласованы и подписаны сторонами сделки до наступления факта поставки (иначе теряется ее экономический смысл, т. к. продавец предоставляет скидку без выполнения каких-либо предусмотренных договором условий, при этом необоснованно уменьшая свой доход от реализации для целей исчисления налога на прибыль).
Подводя итог, арбитры заметили, что спорные бонусы не являются экономически обоснованными, а отсутствие расчета их размера свидетельствует о том, что эти расходы не подтверждены документально. Поэтому, в нарушение пункта 1 статьи 252, подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, а также пункта 4 статьи 421 ГК РФ, проверенное ревизорами предприятие-продавец неправомерно включило бонусы в состав внереализационных расходов (Постановление АС Московского округа от 28 ноября 2014 г. по делу № А40-13473/14).
Анна Мишина, для журнала «Расчет»
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Бухгалтерский учет: скидки и бонусы.