Маркировка и прослеживаемость: одно понятие или разные?

Автор:
Фото: img.freepik.com


Маркировка товаров помогает отследить перемещение продукта от производителя до покупателя. Прослеживаемость также подразумевает этот процесс. В этом случае, почему два разных термина? Попробуем разобраться.

Что нужно маркировать, а что отслеживать?


Маркировка – это особый код, нанесенный на товар. Считывая его с помощью специального сканера, можно получить сведения о всей истории товара: месте и времени производства, последовательности владельцев и текущем расположении.


Ввели маркировку для борьбы с подделкой.


Не вся продукция подлежит маркировке. В список включены лишь товары, для которых принято специальное постановление Правительства Российской Федерации. Список этот постоянно расширяется, поэтому можно предположить, что впоследствии потребуется маркировка всей продукции.


Место производства товара не важно для его маркировки. При наличии постановления Правительства об обязательной маркировке ее необходимо выполнить, независимо от того, является ли производителем отечественная компания.


Прослеживаемость предназначена для отслеживания движения импортных товаров на территории России. Её внедрили по соглашению стран ЕАЭС, заключенному в мае 2019 года. Главная задача прослеживаемости — предотвратить уклонение от налогов и таможенных сборов.


Правительство утверждает список товаров, подлежащих прослеживаемости. Импортный товар, внесенный в этот список, становится прослеживаемым с момента ввоза на территорию России и исключается из числа прослеживаемых при выбытии из оборота (продажа за рубеж, передача в производство или переработку, утилизация, продажа физическому лицу для личных нужд).

Отличия маркировки от прослеживаемости

  1. Каждому товару присваивается маркировка, а каждой партии ввозимого товара — прослеживаемость.
  2. Товар маркируют непосредственно. Информация о его возможности отслеживания содержится в сопроводительных документах (указан регистрационный номер партии).
  3. Информация о маркированных товарах доступна в системе «Честный знак». Производители и продавцы самостоятельно добавляют туда сведения. Отслеживаемые товары учитываются иначе. Участники товарных отношений обязаны направлять уведомления о каждом этапе перемещения товара – например, об импорте или экспорте – а также сдавать отчеты и декларации по налогу на добавленную стоимость.
  4. За нарушение требований о маркировке предусмотрена ответственность по статье 15.12 КоАП РФ. Штрафы зависят от субъекта нарушения и обстоятельств, варьируются от 5 до 500 тысяч рублей. За нарушение законодательства о прослеживаемости пока не применяют наказание. Намеревались начать это делать с 2024 года, но перенесли на 2025 год. Согласно законопроекту Минфина РФ штрафы могут составлять от 20 до 100 тысяч рублей.

Еще по теме:

С 1 октября новая форма счета-фактуры

Если в системе нет РНПТ

За реализацию товара без маркировки могут привлечь к ответственности.