Ликвидация по упрощенной процедуре

Автор: | 13.04.2022

Ликвидация по упрощенной процедуре

В середине зимы стало известно о совместной работе Минэкономразвития и ФНС над упрощением процедуры ликвидации юридических лиц. Тимур Керимов, юрист компании Acsour, по просьбе журнала «Расчет» сравнил действующий порядок закрытия бизнеса с предложением ведомств.

Процедура ликвидации бизнеса в том виде, как она существует сегодня – это сложный, местами запутанный процесс. Более того, в него вовлечено немалое количество лиц. 

Законодательство в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса предполагает два вида ликвидации юридического лица: по решению его участников (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная). Кроме прочего, закрытие компании – это еще и долгий процесс, он может длиться от 6 до 18 месяцев. 

Порядок ликвидации регламентируется статьей 63 Гражданского кодекса. Он включает в себя следующие шаги: принятие корпоративного решения о начале закрытия бизнеса, утверждение и назначение ликвидационной комиссии, подача соответствующего заявления в налоговую службу, публикация в СМИ, уведомление об изменениях других государственных служб, передача документов компании в архив и др. 

Стоит отметить, что подобный характер закрытия бизнеса свойственен не только для российской юридической практики, но и для зарубежной.

Раз уж мы упомянули о процедуре закрытия компаний в других странах, то нужно отметить, что ликвидация дочерних российских предприятий за границей сопряжена также с существенным количеством сложностей. 

К процедуре часто привлекают сторонние юридические фирмы. Во-первых, потому, что в другой стране проще доверить работу квалифицированным специалистам, ориентирующимся во внутреннем законодательстве, а во-вторых, потому, что это не несет дополнительных транспортных расходов и не требует многократного личного визита в государственные органы и к нотариусу другого государства. 

Не стоит забывать, что закрытие бизнеса влечет расходы на юридические услуги по сопровождению ликвидации предприятия в России. Стоимость таких услуг варьируется в зависимости от правового положения компании и других показателей. 

Именно расходы на юридические услуги часто становятся причиной, по которой участники юридических лиц в России, особенно зарубежные, предают забвению свои компании. В противном случае, если не ликвидировать компанию добровольно, за процедуру берется налоговая служба, то есть начинается ликвидация в принудительном порядке.

Правовое основание для проведения принудительного закрытия юрлица (ликвидации компании налоговой службой) возникает в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 

ФНС обращает внимание на отсутствие активности компании, которая может выражаться в непредставлении финансовой отчетности в течение 12 месяцев или отсутствии действий по расчетному счету юрлица. 

Принудительная ликвидация – это право налоговой службы, а не обязанность! Важно об этом помнить. Казалось бы, зачем тратиться на услуги по ликвидации, если про свою компанию можно забыть и ее ликвидируют? Но не тут-то было, после принудительной ликвидации в течение следующих трех лет участники компании не смогут стать учредителями или руководителями другого юридического лица. 

Более того, если у компании остались неисполненные обязательства перед контрагентами, то даже после этих трех лет субсидиарную ответственность по долгам могут нести как участники юридического лица, так и его единоличный исполнительный орган.

Новые правила ликвидации бизнеса

Недавно стало известно о проекте изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, который готовится совместно Министерством экономического развития и Федеральной налоговой службой.

Проект предполагает упрощение процедуры ликвидации для малого и среднего бизнеса. Теперь юридическое лицо можно будет закрыть, подав в налоговую службу лишь одно заявление о прекращении деятельности. Компания при этом должна соблюсти определенные условия, впрочем, они не самые сложные. 

В предложенной инициативе учитываются и интересы деловых партнеров компании, которая намерена прекратить свое существование. Так, контрагенты, интересы которых могут быть затронуты ликвидируемым предприятием, в течение трех месяцев с момента публикации решения о закрытии вправе заявить свои требования. 

После подачи заявления начинается работа самой налоговой службы, предстоит проверка: задолженностей ликвидируемой компании; наличия действующих судебных решений, ограничивающих процесс ликвидации; наличия незавершенных камеральных проверок. Работа налоговой службы после подачи заявления займет не более пяти дней. 

Полагаю, что в связи с высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства в России предлагаемые изменения своевременны и обоснованы. 

Прекращение деятельности юридического лица в большинстве случаев происходит из-за финансовых трудностей компании, что является абсолютно нормальным явлением. Фактор риска – один из важнейших принципов предпринимательской деятельности, закрепленных в статье 2 Гражданского кодекса, и, конечно, как порядок регистрации, так и порядок ликвидации требуют оперативности и простоты действий. 

При таком подходе важно учесть интересы других сторон – контрагентов ликвидируемой компании, поэтому, если обязательств перед ними нет, то ничто более не мешает отказаться от большой бюрократической составляющей процедуры закрытия юрлица. 

При новом порядке, вероятно, снизится количество лиц, к которым будет применена процедура принудительной ликвидации.

Нельзя не отметить, что в текущих экономических условиях упрощенная процедура ликвидации также может быть полезна коммерсантам. Хотя, вероятнее всего, бизнес будет чувствовать себя более защищенным после  возобновления практики моратория на банкротство. 

Этот опыт зарекомендовал себя в период пандемии положительно, и на момент подготовки материала правительство, по данным издания «Коммерсант», обсуждало возможность и условия возобновления моратория.   

Расскажем, что еще нужно сделать компании, кроме подачи заявления в налоговую службу, и какие правила необходимо со­блюсти:

  1. Числиться в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

  2. Не иметь неисполненных обязательств по уплате НДС.

  3. Рассчитаться перед кредиторами, сотрудниками, уплатить все обязательные платежи.

  4. Не иметь неисполненных обязательств по результатам проверки налоговой службы.

  5. Не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства, уменьшения уставного капитала.

  6. Не иметь на балансе недвижимого имущества и транспортных средств.

  7. Не иметь записи о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц.


    Читать оригинал