Кто и как определяет степень утраты трудоспособности работника при несчастном случае?

Автор: | 17.05.2022

Кто и как определяет степень утраты трудоспособности работника при несчастном случае?

Работнику, пострадавшему в результате несчастного случая на производстве или получившему профессиональное заболевание, ФСС выплачивает пособия. При этом страховые выплаты зависят от степени утраты профессиональной трудоспособности работника.

Кто устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности?

Степень утраты профессиональной трудоспособности работникам устанавливают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Они же разрабатывают программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

К таким учреждениям относятся главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, и Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений МСЭ утвержден приказом Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 979н.

Какие документы нужно предоставить для МСЭ?

Как правило, для проведения медико-социальной экспертизы документы направляет работодатель. Однако гражданин сам может обратиться за экспертизой.

Вот какие документы нужны:

  • документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации;

  • письменное согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы;

  • СНИЛС;

  • направление на медико-социальную экспертизу, составленное медицинской организацией;

  • документ, подтверждающий несчастный случай на производстве;

  • сведения о трудовой деятельности и стаже работы либо трудовая книжка, если получатель услуги по проведению медико-социальной экспертизы не работает.

Какой документ подтверждает несчастный случай на производстве?

Это могут быть:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания;

  • заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья

  • медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ

  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Кроме того, работодатель должен предоставить в учреждение МСЭ заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

О предоставлении перечисленных документов для проведения экспертизы разъяснил Минтруд России в письме от 1 марта 2022 г. № 13-4/ООГ-852.

Какую степень утраты трудоспособности могут установить работнику

Степень утраты профессиональной трудоспособности может составлять:

  • 100 %, если работник вообще лишен возможности трудиться;

  • от 70 % до 90 %, если работник может выполнять работу только в специально созданных условиях из-за выраженного нарушения функций организма;

  • от 40 % до 60 %, если работник может в обычных производственных условиях продолжать работу на должности более низкой квалификации или с уменьшением объема выполняемой работы;

  • от 10 % до 30 %, если работник может продолжать работу с умеренным или незначительным снижением квалификации, объема работы либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка.

Критерии определения утраты степени трудоспособности утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2020 № 687н.

Можно ли обжаловать решение МСЭ?

Если организация или работник не согласны с решением медико-социальной экспертизы об установлении степени утраты трудоспособности, то его можно обжаловать.


Читать оригинал