Начиная с июня этого года банки начали отказывать компаниям в проведении операций, если у кредитной организации появляются подозрения в законности проводимой сделки. Как результат, на рынке наблюдается нервозная обстановка, в которой малый бизнес каждый день рискует получить «черную метку». Но, кажется, Банк России нашел способ решить проблему.
История с отказами в обслуживании компаний началась в июне этого года, когда кредитные организации стали получать от ЦБ РФ «черный список» компаний, подозреваемых в отмывании денег. Попасть в «черный список» не так-то сложно. Допустим, компания пытается перевести деньги своему поставщику. По какой-то причине банк трактует эту сделку как сомнительную и отказывает в проведении перевода. Сразу за этим банк информирует регулятора об отказе в переводе, а ЦБ РФ, в свою очередь, вносит компанию в «черный список», который рассылает другим кредитным учреждениями. В итоге даже если компания попробует открыть счет в другом банке, сделать это она не сможет. Таким образом, бизнес оказывается парализованным и коммерсантам не остается ничего другого, как закрыться.
Обратите внимание
До недавнего времени проблема, о которой коммерсанты говорили уже несколько месяцев, состояла в том, что попасть в «черный список» было очень просто, а вот механизма, как «выпасть» из него, не придумали.
Принимая решение об отказе в проведении операции, банки обосновывают его нормами Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». До недавнего времени проблема, о которой коммерсанты говорили уже несколько месяцев, состояла в том, что попасть в «черный список» было очень просто, а вот механизма, как «выпасть» из него, не придумали. Со стороны бизнеса ситуация выглядела катастрофичной, получалось, что каждая компании, особенно это касается малого бизнеса, теперь сидит на пороховой бочке. Не стоит забывать и о том, что операции могут быть приостановлены в случае возникновения подозрений в отношении деловых партнеров компании. С другой стороны, банкиры были настроены не так пессимистично, ранее «Альфа-Банк» в комментарии Business FM сообщил, что только каждый десятый из тех, чей счет заблокировали, обращается в кредитную структуру с объяснениями и просьбой разблокировать операции. То есть у подавляющего большинства компаний нет желания или возможностей доказывать свою честность. Что потенциально говорит о справедливости решения по блокировке счета.
«Обеление» через собеседование
И вот в середине ноября Центральный Банк вместе с Росфинмониторингом опубликовали письмо, в котором дали кредитным организациям подробные инструкции, как «обелить» добросовестную компанию. В документе даны рекомендации банкам, в которых регулятор предлагает кредитным структурам сформировать подразделения или как минимум выделить одного сотрудника, который бы в частном порядке разбирался с коммерсантами в причинах блокировки операций или отказа в открытии счета. То есть сами банки должны, по логике ЦБ РФ, разбираться в каждой отдельной ситуации и решать, оставлять компанию в «черном списке» или нет. К слову сказать, ранее Андрей Костин, председатель правления банка ВТБ, в комментарии тому же Business FM высказал примерно такое же мнение. «Поверьте мне, если у клиента есть объяснение, банк всегда оперативно и быстро эту тему решит. А если нет объяснения, да, он будет объяснять до тех пор, пока не объяснит, откуда у него эти деньги, зачем он их использует. И это обязательно надо делать», — цитирует слова главы ВТБ сайт радиостанции.
Теперь, скорее всего, компаниям, подозреваемым в нарушении Закона № 115-ФЗ, банки предложат пройти собеседование. Но и это уже какой-то способ решения проблемы.
Читайте также «Оснований для блокировки счетов станет меньше»